Вакханалия. Пастернак. Разгул своеволия

Биография, список дат и событий в учебнике литературы, что стоит за этим? Увидеть судьбу сильного человека и его произведения предлагают на камерной сцене МДТ, в спектакле "Вакханалия. Пастернак". Режиссёр Валерий Галендеев, премьера состоялась в 2018 году. 

Небольшая сцена, зал всего на 40 мест, актеры, сидящие напротив зрителей - все это позволяет вести интимный разговор на важную тему судьбы писателя. Спектакль "Вакханалия. Пастернак" входит в цикл спектаклей-исследований произведений и их авторов. Сорвать корку шаблонов и добраться до человеческой природы художественных произведений, может быть одной из задач таких исследований.

Спектакль начинается в пустой комнате, декорациями служат стол, стулья, диван и включенный телевизор. Идут новости, прошлое и настоящее связаны, одно истекает из другого. Вдруг новости сменяются заставкой из американского фильма "Доктор Живаго", звучит узнаваемая вступительная мелодия. На сцене появляются герои-исследователи, именно через них мы будем узнавать внешнего Пастернака, обстоятельства его жизни. Последним выходит Он. Спокойно и чинно идет, поднимает со стула папку с рукописью и садится за стол. Суд над автором и его произведениями начинается. В спектакле заняты 12 актеров, они играют защитников, свидетелей, обвинителей и даже пострадавших. Автор будет защищаться от нападок и критики своим талантом, цитатами из книг, стихотворениями.

История взрывается после эмоционального бескомпромиссного выступления Чайковского, который к вечеру устал и не мог воспринимать книгу. В комнате, где Пастернак читает рукопись, душно и открытая форточка не помогает. Это задает тон спектаклю, постепенно всё туже затягивая галстук на шее героя. Женщины ничуть не мягче мужчин, Анна Ахматова готова перечеркивать страницу за страницей, дамы-обладательницы сталинской премии ностальгируют по стихотворениям о Ленине. Читатели-экскаваторщики вторят: "Не читали, но осуждаем". Другие писатели внутренне согласны с Пастернаком, но по протоколу должны его осудить.

Лишь только мягкая и тихая Ольга Ивинская, она же Лара, будет на стороне писателя, поздравит с присуждением Нобелевской премии и напишет отказ от нее, потому что Борису Пастернаку гордость не даст сделать это самому.

По ходу действия появляются и комические, и трагические персонажи, которые взращены на советской почве, и существуют в рамках Союза писателей.

Растоптанный на Родине, без которой он не видит себя, Пастернак сыщет признание за рубежом, но, кажется, это не так ценно для него, как быть признанным соотечественниками. Всё, чему он хотел дать определение в своей книге, исходит из родной земли. Это можно ощутить физически, когда Сергей Курышев читает отрывки из доктора Живаго, в которых отражены переломные моменты в жизни человека, когда надо определить свои внутренние принципы, потому что жить без них невозможно. Именно об этом спектакль, каково это - быть человеком, особенно когда ты писатель.

Итог всему подводит высказывание школьницы о том, что читать Пастернака надо только “для галочки”. Суд окончен, а мир так и катится под откос.

“На кухне вымыты тарелки.

Никто не помнит ничего.”

С этими словами Борис Пастернак уходит со сцены.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии МДТ

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения