Когда будущего нет, а прошлое стерто, остается искать правду в себе. Об этом новый фильм Валерия Фокина "Петрополис".
По сюжету пьесы Кирилла Фокина «Огонь» действие происходит в трех крупнейших державах — России, Америке и Японии. Владимир Огнев (Антон Шагин) — сын эмигрантов из России. Он счастливо женат на Анне (Юлия Снигирь) и обожает свою работу — научную деятельность. После защиты диссертации героя приглашают в закрытую международную организацию, спецотдел ООН. Владимир соглашается, преследуя высочайшую, благородную цель: предотвратить уничтожение человечества, договорившись с теми, кто мог бы в этом помочь.
На премьерном показе картины один из актёров, Жорж Девдариани, справедливо отметил весьма подкупающее сходство фильма с «Солярисом» Тарковского. И это подобие точно не в ущерб, а напротив — во имя доброй традиции продолжения дела великого кинорежиссёра. Исследователя природы человека и жизни вообще.
Надо заметить, что во время просмотра «Петрополиса» внимательный и чуткий зритель неоднократно вспомнит о работах Андрея Тарковского.
Вот бесконечно длинный коридор, появляющийся отдельным персонажем и занимающий большое, важное место в ходе повествования. Как в «Зеркале», где героиня бежит вперёд, прекрасная и встревоженная. Или в том же «Солярисе» — где в коридоре случаются, возможно, самые ценные моменты откровения героя Криса Кельвина с женой.
Вот одинокий дом на берегу океана — ни соседей, ни сада, никакой другой жизни. Как тут не вспомнить «Жертвоприношение» с его сиротливым домом посреди равнины, уничтоженным пожаром ради спасения от ядерного удара?
Вот человек, верящий (как у Вырыпаева), что «есть что-то более важное». Есть что-то мудрее и сильнее людей. И с этим высшим разумом можно договориться или хотя бы жить в мире. Чем не «Сталкер»?
«Адекватная самооценка — вот наше спасение от новой большой войны», — говорит главный герой, убеждённый в том, что Человек — со всеми его способностями и достижениями — тем не менее, небезупречен, несовершенен, может ошибаться.
Владимир Огнев ищет истину и, доходя почти до самой крайней точки, невольно обманывая ожидания самого близкого человека, своей жены, задается вопросом: «Каков смысл знать, когда будет конец света, если с этим ничего нельзя сделать?».
Однако, поиски продолжаются. Ответ нужно найти при помощи союзников, тех, кто также хочет мира, а не разрушений. Тех, кто готов выйти на контакт с соседями по вселенной.
Их диалоги впечатляют масштабом мышления в силу повестки сегодняшнего дня:
«Ксенофобия и экстремизм возникают из бедности».
«Существует парадокс всемогущества: если есть Бог, почему он же не может прекратить то, что допустил — как камень, который создал, но не может поднять?».
«Почему сами высшие силы или наши соседи по вселенной не могу остановить наши войны?».
«Сможем ли мы найти общий язык с высшим, если смоделируем общество коллективного разума, наделённое культурой и изучающее науку, но лишённое личности? И так ли ценна культура, лишённая индивидуальности?»
Ответ есть.
«Свободной воли не существует.
Кто-то должен взять на себя ответственность.
Чтобы установить на Земле мир, мы готовы оказать любую помощь. Для этого необходимо произвести ликвидацию всех запасов оружия. Отказ от такого предложения будет принят как презрение общего стремления к благу человечества».
Принять ли такую подсказку?
Довериться ли незнакомцам?
«Может, они понимают нас лучше, чем мы понимаем сами себя», — размышляет главный герой.
Как бы то ни было, все рано или поздно заканчивается. И пандемия, во время которой снимали пугающе тихие сцены возле Дворцовой площади. И война, которой так созвучен громкий, душераздирающий крик в пустоту героя Владимира Кошевого: «Почему они губят весь мир из-за нескольких человек?». И жизнь, которая всего лишь миг между прошлым и будущим.
«Петрополис» — фильм безвременно красивый, глубокий и нужный. Это и признание в любви к Петербургу, и робкая надежда на воскресение мира.
Помимо превосходной актёрской игры и необыкновенной, захватывающей дух режиссуры, следует отметить невероятную, восхитительную музыку, специально написанную для фильма актёром Александринского театра и композитором Иваном Волковым.
Текст: Татьяна Кононова