На этой неделе в музыкальной мекке Петербурга, Доме радио, прозвучат два редко исполняемых сочинения — оба тома «Хорошо темперированного клавира» Баха и «Сочинение для 18 музыкантов» Стива Райха. Побывать на таких концертах — значит прикоснуться к истории, ведь оба произведения заметно повлияли на традиции исполнения и сочинения музыки.
В пятницу, 7 октября девять пианистов в течение пяти с лишним часов исполнят оба тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Первый том своего масштабного сочинения, задуманного как путеводитель по всем 12 мажорам и 12 минорам, Бах закончил ровно 300 лет назад. Через 22 года к первому тому добавился второй. Обстоятельный труд стал «музыкальной Библией» всех музыкантов, воспитавшей многие поколения исполнителей и композиторов. В Доме Радио прозвучат все 48 прелюдий и фуг из обоих томов. Чтобы продемонстрировать богатую палитру прочтений этого цикла, ведущие российские исполнители привлекут весь спектр клавишных инструментов – от клавесина до современного рояля. Накануне они проведут открытый для зрителей практикум для студентов музыкальных вузов, где расскажут об особенностях исполнения «Хорошо темперированного клавира» в разные исторические периоды.
8 и 9 октября в Доме Радио прозвучит «Музыка для 18 музыкантов» Стива Райха. Имя композитора на слуху, но его сочинения в живом звучании слышали немногие: слишком требовательна к исполнителям его, казалось бы, столь просто организованная музыка. Это сочинение называют «гипнозом» и «медитацией». Его же называют музыкальным воплощением фразы «все гениальное — просто». В «Музыке для 18 музыкантов» особенно ярко проявлены стилистические особенности музыки Райха: маримбы, ксилофоны, вибрафон, четыре рояля, бас-кларнеты, скрипка и виолончель, четыре женских голоса должны дышать как один человек, держать единый темп и пульс на протяжении часа, забывать о себе ради создания единого звукового потока, который Дэвид Боуи называл «балийским гамеланом под маской минимализма».