В четверг, 13 октября, на международном фестивале «Балтийский дом» Сахалинский Чехов-центр показал иммерсивный спектакль «Вторник короткий день» по пьесе Светланы Петрийчук. Пьеса вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка», и стала началом успешного старта карьеры автора. Светлана пишет о женщинах и для женщин (и не только, конечно), через тему любви поднимает вопросы нравственности, морали, устоев общества, абьюза и всего, что так волнует современный мир.
Спектакль играют за пределами театра: вместо кресел партера — сидения междугороднего автобуса. Часть его проходит в движущемся автобусе, причём маршрут в каждом городе свой. В Петербурге — из внутреннего двора театра мы ехали до Петропавловской крепости и обратно. Артисты используют пространство внутри автобуса, а так же работают и вне его, а зрители, находясь в непосредственной близости от актёров, становятся соучастниками. Действие пьесы происходит в российском Благовещенске и китайском Хэйхэ. Видеоролики с «китайскими» эпизодами показывают на мониторах автобуса.
Спектакль появился на свет на режиссерской лаборатории фестиваля «Сахалинская Рампа 2019». Создателем автобусного приключения стал Александр Созонов. Александр — выпускник курса Серебренникова, работал в разных городах России и за ее пределами. Цель Созонова — сделать зрителя соучастником: предоставить ему возможность самостоятельно собирать пазлы спектакля из предложенных игровых и психологических кусочков. Александру интересен иммерсивный театр и использование мультимедийных средств при создании спектаклей.
Идея «капсульного театра» театра пришла в голову Созонову во время учебы в Школе театрального лидера (образовательный проект в «центре Мейерхольда»). Суть идеи в том, что капсула, в нашем случае автобус, это и площадка, и место действия, и весь театр. Главное достоинство капсулы — ее мобильность, а, значит, возможность показать этот спектакль где угодно.
Эта история о продавщице из Благовещенска, которая под давлением сына-наркомана начинает возить наркотики контрабандой из Китая в Россию. ТетьТаня (Татьяна Максимова) — на первый взгляд, самая обычная мать. Она готова идти на любые жертвы ради сына Андрюши (Андрей Волколуп). Ее безусловная любовь навязчива и избыточна. Чем больше она дает сыну, тем больше он отвергает это. На глазах зрителя происходит превращение ТетьТани из сердобольной мамаши в циничную наркодилершу. Она переживает за здоровье детей, отравившихся наркотиками, но это не мешает ей раз в неделю по вторникам привозить новую партию спайсов.
Персонажи-наркоманы иллюстрируют основной сюжет. Они наклеивают детские рисунки на стекла, и автобус превращается в арт-объект. Устраивают дискотеку под хит конца 70х Y.M.C.A., усидеть на месте под который невозможно. В наркотическом угаре они раздают зрителям конфеты под видом «гостинцев от ТетьТани», делая их соучастниками. А после, в состоянии наркотической ломки, как зомби бросаются на стекла автобуса.
В итоге с автобуса спадает черная ткань и он трогается. Сегодня вторник, а значит вместе с ТетьТаней мы возвращаемся из Хэйхэ в Благовещенск. Путешествие заканчивается для тетьТани задержанием. Автобус наворачивает круги вокруг площадки, где под дулами автомата в белой пачке и на пуантах танцует бывшая продавщица, которая когда-то мечтала стать балериной. На обратном пути в театр всем раздают опросник свидетеля. С его помощью зритель и дает себе ответ на главный вопрос, который ставит режиссер спектакля: можно ли оправдать преступление материнской любовью и добро ли это - материнская всепрощающая любовь?
«Вторник короткий день» можно назвать самым необычным спектаклем фестиваля, это совершенно новый опыт для зрителя. Спектакль-путешествие построен очень динамично и воспринимается легко, происходящее увлекает и держит в напряжении от начала и до конца. Особенность постановки в том, что её можно показывать лишь в теплый сезон. Спектакль мобилен и уже успел побывать в Казани и Владивостоке, а теперь и в Петербурге.
Текст: Ася Подгурская
Фото: Сергей Красноухов