Праздник любви и философии на языке танца

29 сентября Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отметил свое сорокапятилетие в Большом концертном зале «Октябрьский».  В программу праздничного гала-концерта вошли фрагменты из самых фееричных балетов хореографа: «Чайковский. PRO et CONTRA», «Евгений Онегин», «По ту сторону греха», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Эффект Пигмалиона» и других. Выдающиеся солисты театра – лауреаты международных конкурсов и премий, включая «Золотой Софит» и «Золотую Маску» исполнили свои партии под музыку Моцарта, Сен-Санса, Чайковского и даже Pink Floyd, рассказав на языке танца в современной, экспериментальной манере множество историй о любви, возможности счастья и выборе, каждая из которых проникнута глубочайшим психологизмом, который уже почти полвека очаровывает зрителей всего мира в спектаклях, созданных по замыслу балетмейстера-философа, оказавшего большое влияние на развитие танцевального искусства – Бориса Эйфмана.

Сегодня сложно представить Санкт-Петербург без Театра балета Бориса Эйфмана. На всех фестивалях и выступлениях артисты театра покоряют зрителей с первых минут, совершая на сцене то, что кажется невозможным для человеческого тела. Характерные черты: невероятно высокие прыжки, фантастическая пластика, мощная энергетика, а под этим глубина мысли и целый спектр чувств. Так идеи Толстого, Булгакова и Достоевского гармонично сосуществуют с феноменальной чувственностью.

Театр был создан в 1977 году, как авторская лаборатория. Новаторство режиссера, касательно выбора драматургической основы, музыки и хореографии, пугало консерваторов и воодушевляло поклонников танцевального искусства по всему миру. Сегодня театр известен на всех континентах, включая Северную и Южную Америку, Европу, Азию и Австралию.

Артисты театра часто получают престижные премии. Например, Заслуженный артист России Олег Габышев – лауреат премии Президента РФ, обладатель «Золотой Маски» и «Золотого Софита». Очаровательная Мария Абашова – Заслуженная артистка России и также обладательница «Золотой Маски» и «Золотого Софита».

С первой сцены гала-концерта – фрагментов из спектакля «Чайковский. PRO et CONTRA» - можно было увидеть, насколько талантливы артисты. На фоне лебединого озера солисты в дуэте воплощали на сцене самые светлые фантазии о нежности и любви. Ярким и стремительным был танец у карточного стола с мастями, самой восхитительной из которых, безусловно, была Дама Пик – гибкая, словно Женщина–Кошка из Вселенной DC и при этом удивительно соблазнительная.

Таким образом, каждый спектакль – это новое драматургическое произведение со своей уникальной атмосферой и «изюминкой», способной удивить зрителя. Так, в начале «Евгения Онегина» Татьяна танцует под текст письма. Далее очевиден ее контраст с возлюбленным в асимметрическом дуэте с Онегиным. Следующая сцена наполнена откровенным юмором – Татьяну сначала возят по сцене в ванне на колесиках, потом в парикмахерском кресле, а в конце наряжают, словно куклу. Финал – это настоящая «Матрица»: во-первых, муж Татьяны напоминает агента Смита, а во-вторых, под звуки электрогитары с застывшими лицами артисты синхронно двигаются на фоне, напоминающем двоичный код из заставки фильма. Только вместо нулей и единиц – шары.

«По ту сторону греха» - танцевальное воплощение духовности и философских поисков Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Под пронзительную музыку Рахманинова трое солистов, словно единая постоянно меняющая форму скульптурная композиция, пластично скользят по сцене. Вопросы о возможности доверия между людьми, о необходимости поддержки и обретении силы в единстве противопоставлены теневой стороне человека, обретающей власть над разумом.

Из философских поисков в глубины человеческого подсознания предлагает заглянуть режиссер в постановке «Анна Каренина». Фигура героини контрастирует с фоном в абстрактной связи. Кубизм в танце усиливает эффект от и без того остроконечного сюжета. Апофеоз спектакля – сцена падения Анны в «мясорубку» из ритмично движущихся танцоров. И это уже не столько смерть физическая, сколько прощание с той своей субличностью, которая не готова к конформизму.

Совсем другое настроение транслируют артисты в постановке «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». После сцены пышного праздничного спектакля при дворе Людовика XIV зритель погружается  в перипетии сложных взаимоотношений великого французского драматурга и его возлюбленных и актрис Мадлены и Арманды. 

Красота мгновения запечатлена в самой откровенной постановке театра – «Двухголосие». Один из первых спектаклей труппы – история любви и страсти, рассказанная очень откровенно под музыку Pink Floyd.

Еще больше страсти, доводящей до безумия, в спектакле «Роден, ее вечный идол». Под бесподобную музыку Сен-Санса на фоне скульптуры «Вальс» под действием творческих мук и страстей приносится в жертву то, что должно было стать самым гениальным произведением искусства - любовь.

На концерте были также показаны фрагменты мистической постановки «Мастер и Маргарита», спектакля о драматичных судьбах деятелей танца «Чайка. Балетная история». Финалом стал яркий и праздничный «Эффект Пигмалиона», в котором виртуозность артистов перешла все возможные границы.

Хореографы – особые люди. Для того, чтобы бессловесно ставить на сцене драматический материал, нужно быть настоящим мастером. Борис Эйфман обладает талантом не только ставить перед артистами экспрессивные пластические задачи, но и вот уже 45 лет создавать новое направление, в котором проявляются его чувство формы и драматических оттенков, зоркость к современным тенденциям, музыкальная культура и умение через танец точно передать мысль.

Театр балета Бориса Эйфмана продолжает ставить новые постановки. Снимаются и монтируются фильмы по спектаклям. В 2019 году был открыт Театр Академии танца, а в ближайшем будущем должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который станет центром танцевальных искусств.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Евгения Матвеева, Театр балета Бориса Эйфмана 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения