OpensoundQuartet: музыка блаженств у разбитых экранов

11го октября в Петербурге в арт-резиденции MusicAeterna звучал OpensoundQuartet (Москва). В программе была представлена музыка современных и уже полюбившихся публике композиторов - Филипа Гласса, Джона Адамса, Настасьи Хрущёвой, Олега Гудачëва, Владимира Мартынова, Йорга Видмана и даже в качестве сюрприза - Габриэля Прокофьева, внука великого композитора Сергея Прокофьева.

В завораживающей атмосфере фойе Дома радио с приглушенным светом, идеально отстроенным звуком, слушателям оставалось только замереть и работать как приëмник, пропуская через себя богатство современной камерной музыки.

Безусловно, музыка Филипа Гласса позволяет молниеносно сбросить улицу, пальто, если позволите, и нырнуть в ирреальный мир наслаждений бесконечными рекурсиями. Такой комфортный мир, где ничего страшного не может произойти, потому что пульс музыки никогда не замирает и почти никогда не сбивается. В программе звучит квартет Гласса № 2 "Company", написанный в 1983 году.

"Изначально Настасья Алексеевна планировала написать для нас пять убогих песен, но мы посовещались и попросили её этого не делать", - именно таким лирическим отступлением продолжает концерт скрипач Станислав Малышев.

Речь идёт о творческом заказе музыки композитору Настасье Хрущëвой в рамках проекта "Ноты и квоты". Союз композиторов при поддержке Министерства культуры осуществляет программу выделения средств на написание новой музыки. Причём заказ делают музыканты конкретному композитору, к которому решили обратиться. Победившие композиторы получают средства, пишут музыку, музыканты исполняют премьеру несколько раз.

Хрущёва действительно написала музыку для OpensoundQuartet - "Пять песен на Рождество". Названия частей звучат очень знакомо:
1 часть - "Ëлочка, ëлка"
2 часть - "Пусть эта ëлочка"
3 часть - "В праздничный час"
4 часть - "Каждой иголочкой"
5 часть - "Радует нас"

Вот такая постирония. Это же постирония? Или нет? Автору статьи уже давно пора перестать читать "Метамодерн в музыке и вокруг неё" урывками в интернет-пабликах и осилить, наконец, книгу во всей её полноте (речь идёт о работе Настасьи Хрущëвой, 2020 год).
Конечно, каждая иголочка "Песен" заполнена традиционными для Хрущëвой обреченностью, тревожностью и безысходностью в "праздничный час". И, конечно, не отпускает мысль - это что, куранты такие сумасшедшие или это я? Но в последней песне мы узнаем, что "елочка" все-таки и правда радует! Получается такое Рождество, когда много невыразимой печали, но место волшебству и чудесам тоже найдётся.

"В завершении первого отделения концерта нам необходимо подстроиться", - оповещает слушателей Станислав, - "потому что далее нас ждёт история инструментального театра.
Четыре охотника едут охотиться. А кто на самом деле становится их добычей, вы сможете понять, прослушав этот квартет".

Звучит "Охотничий квартет" (2003 г.) Йорга Видмана, немецкого кларнетиста и композитора.

Музыка очень образная и красочная, можно дать волю фантазии. Вот нашему взору предстают четыре доблестных всадника, выехавших на охоту под аккомпанемент чудесной незатейливой мелодии. Но всё очень быстро начинает идти не так. Герои вязнут в грязи, сбиваются с дороги, выясняя на ходу отношения. Заезжают они и в лес чёрный, и к Бабе-Яге на огонëк и куда чëрт пошлëт.

Больше всего нравится, как смельчаки не сдаются, не забывают про охоту, хотя давно пора было бы остановиться, передохнуть или повернуть, например, назад... Ситуация явно нагнетается, и вот кони уже совсем запыхались и всё реже дышат... А дальше уж совсем тяжко, убивают.. виолончель. Кричит она пронзительно.. (партия виолончели - Ольга Калинова).
Из зала кто-то вздыхает: “Убили...”
Такие вот страсти

Второе отделение состоит из смеси звуков электронных и звуков акустических.

Олег Гудачëв пишет о своей музыке следующее:
""Станция невозврата" состоит из постепенно наваливающейся электронной звуковой махины и крайне неустойчивой природы материала струнных, пытающихся как-то существовать в этой "буре". Под конец пьесы инструменты остаются в пелене саундскейпа Дрезденских улиц и железнодорожных станций".

Пьеса написана по заказу Европейского центра искусств "Hellerau" во время пребывания композитора в арт-резиденции в Дрездене в конце 2019 года - начале 2020 года.

Поезд почти приехал, он тормозит невообразимо медленно, он тормозит, и ты вынужден быть с ним всё это время. Потому что живёшь в этом железнодорожном депо и любишь его. Любишь депо, прогорклую вонь машинного масла и этот несносный скрежет, звучащий днём и ночью. Особенно ночью. Тяжёлые ночи бесконечных стыковок и торможений. Сколько вас там ещё этих вагонов с табличками "не кантовать".

В продолжении программы звучит музыка Габриэля Прокофьева, британского композитора, диджея и продюсера, внука Сергея Прокофьева. Музыка из альбома "Разбивая экраны", записанного в 2020 году - "это эмоциональное путешествие, пролегающее через мрачное музыкальное пространство, разочарование в обыденности жизни.. и растущий страх перед глобальным кризисом".

Отрывок из альбома, который мне посчастливилось слышать на концерте, совсем не разочаровал, а скорее перенёс меня в какой-то сказочный наноаквариум, по которому разгуливают киберрыбы.

Ещё в концерте звучали замечательные танцы Джона Адамса из "Воображаемой книги танцев Джона" для струнного квартета и препарированного фортепиано в записи (1994 г.) и "Заповеди блаженств" для квартета и квартета в записи Владимира Мартынова (1998 г.).

Музыка Мартынова как бы говорит нам, что всё, что мы пережили, всю эту безысходность, страдание и разочарование - всё не так важно, потому что всё равно рано или поздно мы все придем к абсолютной благости, спокойствию и любви.

Даже не сомневайтесь.

Текст: Елена Козлова-Гатовская

Фото: Люда Бурченкова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения