В октябре 2022 года исполняется пять лет мюзиклу «Портрет Дориана Грея», успешно идущему все эти годы на сцене театра «Мюзик-Холл». Постановка в свое время произвела настоящий фурор: спектакль был создан и поставлен полностью российской командой, в основе – не самое простое классическое произведение, жанр – не просто мюзикл, а хоррор-мюзикл. Не будет преувеличением, если мы скажем, что данный спектакль является одним из самых узнаваемых и любимых у петербургского мюзикломана. Как изменился проект и его герои, в чем секрет успеха мюзикла – об этом мы поговорили с режиссером-постановщиком Натальей Индейкиной и артистами Александром Чернышевым, Сергеем Коровиным, Марией Елизаровой, Юлией Асоргиной и Константином Китаниным.
Наталья Индейкина, режиссер-постановщик
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении мюзикла за прошедшие пять лет?
Н.И.: Самое главное, что есть в этом уникальном, гениальном романе Оскара Уайльда – это движение души главного героя, который принял для себя самый страшный принцип сегодняшнего времени – продажа всего и вся. Дориан Грей продал свою бессмертную душу за приходящие ценности – красоту, хотя Оскар Уайльд утверждал, что красота и есть высшая ценность. Мне же кажется, что красота и бессмертная душа – это несколько разные ценности. Человек пришел на эту землю служить Богу, и ничему иному – ни красоте, ни обществу потребления, ни Золотому тельцу. Если он забывает об этом, это всегда заканчивается плохо. На мой взгляд, за прошедшие пять лет эта мысль не потеряла ни своей глубины, ни своей актуальности.
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
Н.И.: Я бы хотела сказать об исполнителе главной роли – Александре Чернышеве, который неукоснительно растет в своем высочайшем профессионализме. Эта роль не может быть сыграна каждым талантливым артистом, тут должно быть редкое сочетание красивых, изумительных, редчайших внешних данных, голоса с определенной тесситурой и определенного актерского мастерства для того, чтобы актер сумел сыграть превращение из ангела в чудовище. Это вообще история падшего ангела, если хотите. Дориан появился как чудо, «чистейшей прелести чистейший образец», и Лондон сошел с ума. Понимаете, какая ответственность лежала на актере? Он должен был выйти и зал должен был замереть в изумлении в первые пять секунд. Если этого не происходило, можно было тут же закрывать занавес, потому что тогда не случится история. И все эти пять лет этот потрясающий артист держит марку, а весь спектакль держится вокруг него. Нет Дориана – нет спектакля, и во многом он существует, пока есть Дориан Грей. Обратите внимание, что у этого персонажа нет составов.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
Н.И.: Каждый человек каждую минуту стоит перед выбором, и он прекрасно понимает, как, чем ему придется расплатиться – жизнью, совестью, жизнью своих детей. Расплата будет всегда – как за плохое, так и за хорошее. Поэтому я бы все-таки не стала следовать пути Дориана Грея, да и мне уже достаточно лет, чтобы, еще раз прочитав роман или посмотрев спектакль, ответить себе на вопрос «к чему это приведет?». Это приведет к трагической смерти души, которая, в отличие от тела, бессмертна.
ОКОЛО: Оскар Уйальд высказал такую мысль: «Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство». Разделяете ли Вы это мнение?
Н.И.: Я отвечу одной фразой. Как сказал Феллини: «Даже если я буду снимать кино из жизни рыб, я буду все равно снимать про себя».
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
Н.И.: Секрета, формулы успеха нет. И тот, кто утверждает, что знает эту формулу, лукавит. Ты каждый раз ее изобретаешь, каждый раз сочиняешь, рождаешь в муках, и каждый раз стоишь над пропастью, которая называется «провал». А провал может быть, так как не угадали, хотя вроде все сделали: и актеры хорошие, и режиссер не идиот, и костюмы прекрасные. Та телеграмма, сверхзадача произведения, которую режиссер посылает в зал, видно, оказывается неточной, потому что обвинять зрителя, говорить «зритель не дорос до нас» - смешно, это мы не доросли до зрителя, до понимания актуальности проблематики, мы не поняли время.
Александр Чернышев (роль – Дориан Грей)
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении Вашего персонажа за прошедшие пять лет?
А.Ч.: Видение изменилось в сторону познания персонажа, потому что он очень глубокий, разносторонний, в нем присутствует множество граней человеческого духа. Поэтому даже спустя пять лет, когда, казалось бы, что еще можно найти в персонаже, у меня возникают новые эмоции, которых я не ожидаю и которым сам удивляюсь, потому что в обычной жизни они мне не присущи. У меня до сих пор такое ощущение, как будто все только-только начинается. И постоянные зрители, кстати, отмечают, что персонаж меняется, и меняется в глубину, несмотря на рисунок, построенный режиссером.
ОКОЛО: Какой совет Вы бы дали своему герою, если бы была такая возможность?
А.Ч.: Если бы это происходило в реальной жизни, то, конечно, я бы посоветовал ему остепениться. Пошалил, поиграл – бывает, молодость – но пора уже на покой.
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
А.Ч.: Пять лет назад, наверное, это было на ощупь, очень осторожно, так как не знал, что ждет, как отреагируют публика, коллеги, что во мне произойдет. Сейчас это локомотив, который несется вперед, а за ним – вагоны с багажом, которые придают скорости и герою, и спектаклю, ведь спектакль – это не только персонаж, это и сценография, и общий дух постановки, который, как сказала моя коллега, Ольга Васильева (играет в «Портрете…» Сибиллу Вейн. – прим.авт.), настоялся и стал таким объемным, что, как только начинается, тут же захватывает зрителя.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
А.Ч.: С самого начала, с самого рождения мы совершаем ошибки – осознанно, неосознанно. Конечно, хочется жить максимально честно, но наше общество диктует совершенно другие правила, и мы живем по ним, с этим ничего не сделать. Но мне кажется, смысл именно в этом преодолении, ведь Дориан тоже хотел бы быть честным, и в кульминации своей жизни у него это проявляется в добром, честном поступке по отношению к Хетти, но уже поздно.
ОКОЛО: Ваш герой, Дориан Грей, в книге говорит: «Разве есть в мире что-нибудь невозможное?» Насколько Вы с этим согласны?
А.Ч.: К сожалению или к счастью, мы состоим из атомов, электронов, протонов и не можем перепрыгнуть через себя во многих отношениях. Мы не можем вернуть прошлое, как хотел бы Гэтсби, мы не можем летать как птицы. Все, что нам остается – стремиться к невозможному – своей мечте.
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
А.Ч.: Прежде всего, режиссер спектакля, Наталья Индейкина, изучила не только анализ самого произведения, но и биографию Оскара Уайльда, чтобы максимально точно понять, что же он хотел передать. Не обошлось и без авторского видения. В итоге, все сошлось в нужных координатах: и мысль, и желание выразить свои режиссерские амбиции, и согласие руководства театра с выбором материала и видением его режиссером, потому что у нас не просто мюзикл, а хоррор-мюзикл, и хоррор в понимании не только внешнего ряда, но, прежде всего, внутреннего ощущения: ужас от того, что происходит у персонажа внутри.
Сергей Коровин (роль – Лорд Генри, Алан Кембелл)
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении Ваших персонажей за прошедшие пять лет?
С.К.: «Портрет Дориана Грея» для меня лично – знаковая постановка: это был мой первый проект, с которого, по большому счету, я начал работу на большой сцене «Мюзик-Холла». Для меня это было очень волнительно и ответственно, и спасибо большое Наталье Валерьевне Индейкиной, которая довольно трепетно меня вела, обучила очень многому, подсказала, как, что лучше. Я очень волновался на первых показах, и переживал даже на второй, на третий год, а потом уже, набравшись и сценического, и жизненного опыта, начал добавлять персонажам большую правдоподобность, большую живость. Если первые спектакли шли, скажем так, с известной долей наигрыша, то сейчас я просто стараюсь дать и Генри, и Алану более человеческие оценки.
ОКОЛО: Какой совет Вы бы дали своим героям, если бы была такая возможность?
С.К.: Начну с Алана. Совет – видеть истину внутри, а не снаружи, не гнаться за красивой оберткой, не верить тому, что ярко оформлено снаружи, а заглядывать в суть, выбирать себе друзей не по внешним формам, а по душе.
Что касается Генри… Оскар Уайльд прожил сложную жизнь, и к ее концу отказался от многих своих мыслей, часть из которых в свое время транслировал через Лорда Генри. Думаю, я повторю за великим английским классиком и скажу: «Надо, уважаемый Лорд Генри Уоттон, не только получать удовольствие, думать не только о себе, но и об окружающих». Конечно, Лорд Генри бы меня не послушал, он бы меня осмеял, точно также, как он не слушал Дориана, который пытался ему возразить.
ОКОЛО: Какой из двух героев Вам ближе?
С.К.: Я боюсь показаться циничным. Это как два костюма: один – строгий, а второй – спортивный. Смотря для какой ситуации. Я одинаково тепло отношусь к обоим персонажам, не могу делить их, вдруг они обидятся.
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
С.К.: По моим ощущениям, пять лет назад – неподъемная ноша лично для меня, великолепная, глубокая постановка, которую с одного раза невозможно понять. Это во многом и сейчас со мной остается, но ноша уже становится, я очень на это надеюсь, по плечу. Сейчас это просто качественный, грамотный продукт от режиссера, команды, артистов, балетмейстера, композитора.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
С.К.: Честная, достойная жизнь. Ничего, мне кажется, хорошего в бессмертии нет. К слову сказать, у нас в октябре состоится премьера мюзикла «Средство Макропулоса». Тема та же, мы, так или иначе, вращаемся вокруг бессмертия. Ничего хорошего в нем нет: если ты знаешь, что это будет длиться бесконечно, жить становится скучно, ты получаешь некое пресыщение и начинаешь вести себя недостойно.
ОКОЛО: Ваш герой, Лорд Генри, произносит: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности». Согласны ли Вы с данным утверждением?
С.К.: В наше время, к сожалению, во многом происходит точно также. Мир, особенно в последние годы, на мой взгляд, стал очень циничным, это наследие новых эпох. Молодежь сейчас мыслит свою жизнь контрактами, величиной своей стоимости для того, чтобы приобрести все новые и новые материальные блага. А думать, мне кажется, стоит не только об этом, нужно и о душе не забывать, помнить свои истоки, понимать, что вокруг тебя такие же живые люди, и это не расходный материал. Поэтому цена ценой, но о ценностях забывать ни в коем случае не стоит.
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
С.К.: Если сравнить спектакль, например, с вином, то, если оно качественное, если оно настояно хорошо, то с годами оно становится только лучше, лучше и лучше.
Мария Елизарова (роль – Сибилла Вейн)
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении Вашего персонажа за прошедшие пять лет?
М.Е.: Наверное, можно сказать, что Сибилла стала в большем конфликте с окружающим ее миром. Мне кажется, когда мы начинали репетировать, для меня она была более романтизированная, абсолютно непорочная, чистая, как хрусталь. В эпоху, заявленную в спектакле, такая романтическая натура вполне вписывается. Сейчас же эта хрустальность отвечает некой болезненностью, потому что в современном обществе, к сожалению, такие люди считаются не от мира сего, поэтому очень жестоко им воспринимаются. Сибилла абсолютно беззащитна в меняющихся реалиях, и, возможно, несмотря на то, что она стала трагичнее в разрезе происходящего вокруг сегодня, она стала более актуальной.
ОКОЛО: Какой совет Вы бы дали своей героине, если бы была такая возможность?
М.Е.: Жизнь хороша в своих проявлениях – и положительных, и отрицательных, потому что если бы у нас не было потерь, мы бы не ценили то, что у нас есть. Я бы, наверное, не посоветовала ей ничего, кроме как максимально получать удовольствие, испытывать счастье от сиюминутных мгновений, потому что мы не знаем, когда они закончатся. На самом деле, на примере короткого жизненного отрезка Сибиллы, показанного в спектакле, очень ярко представлено, что все может рассыпаться в любой момент. Да, мы будем переживать, страдать, но по-другому не бывает в жизни. И совет здесь только один: оставаться максимально собой и идти за своей мечтой.
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
М.Е.: Вы знаете, мир так меняется, все, что было раньше неприемлемым, становится толерантным. Мне кажется, пять лет назад спектакль в каком-то смысле был скандальным, потому что определенные моменты воспринимались остро, хотя и режиссер-постановщик спектакля, Наталья Индейкина, и сам театр очень грамотно отнеслись к постановке. От известной всем нам темы было не уйти, так как она есть у автора, но в спектакле она не педалировалась. И если тогда, пять лет назад, это была скандальность, то сейчас… Мы шутим, что спектакль становится более европеизированным, к сожалению. Но мы радуемся тому, что наш русский зритель совершенно по-другому все это воспринимает.
Еще очень радует, что на протяжении всех этих пяти лет, несмотря на все запреты, пандемию, зал очень хорошо собирается из спектакля в спектакль, зритель любит и ходит на него, то есть, мюзикл не потерял своей актуальности.
Если мы говорим о теме бессмертия души, то и она абсолютно актуальна. Но если мы будем сравнивать его с другими спектаклями, в которых также есть тема бессмертия, то «Портрет Дориана Грея» немножко о другом – он не о бессмертии телесном, а о бессмертии души. Душа бессмертна тогда, когда она молодая, а молодая она, пока она чистая, счастливая, пока она дает безграничное райское блаженство для всех, кто ее окружает.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
М.Е.: Видите, в чем дело, ведь Дориан не просто выбрал путь, он ему следовал. Мало отдать свою душу, можно же ее не исчернить так сильно своими поступками. Дориан выбрал не бессмертие души, он выбрал безнаказанность, и, как следствие, получил угрызения совести. Говорят, что люди – это единственные живые существа, у которых есть совесть, это отличает нас от приматов. Как только у человека теряются границы, их снимают для него, все, он превращается в животное, что и произошло с Дорианом. Разменными монетами становятся близкие люди, понятия «честь» и «совесть».
Лично я выбрала бы счастливую жизнь. В моей природе нет тяги к преступному миру, мне не надо пробовать наркотики, чтобы знать, что мне это не нужно, я и так, на яву, с помощью профессии, мультики каждый день смотрю. Хорошая книга мне помогает уйти в фантазийный мир. Я думаю, что если мы все будем осознанно подходить к реальной жизни, то не нужно будет прибегать к дополнительным стимуляторам.
ОКОЛО: Ваша героиня, Сибилла, говорит: «Любить — это значит превосходить себя». Насколько Вы с ней согласны?
М.Е.: Согласна в том смысле, что когда ты любишь, ты становишься лучше для себя, тебе хочется даже в некоторой степени приносить некую жертвенность ради высшего идеала – счастья другого человека. Ты наступаешь на горло своей собственной гордыне, эгоизму, душишь отрицательные качества, потому что понимаешь, что человеку рядом с тобой должно быть хорошо, а тебе хорошо от того, что ему хорошо. Ты становишься человеком любящим, понимающим и поддерживающим.
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
М.Е.: Это, безусловно, любовь команды. Мы не говорим сейчас об актуальности, любая классика будет актуальна во все времена, потому что в хорошем спектакле, как и в хорошем произведении, затрагиваются серьезные темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть, женщины и мужчины – это то, на чем стоит весь мир, мы никуда от этого не денемся. Но команда, которая создает спектакль, и ее любовь, бережное отношение к нему – это залог того, что постановка сохранится в хорошем, собранном качестве. Спектакль – это большой коллективный труд: это и артисты, и цеха, и зритель, который приходит и с пиететом смотрит спектакль, а не утыкается в телефон.
Юлия Асоргина (роль – герцогиня Монмаут)
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении Вашей героини за прошедшие пять лет?
Ю.А.: Я должна сказать, что ничего, потому что, выстраивая роль, я пытаюсь копать глубоко. Действительно, иногда бывают какие-то изменения на протяжении времени, но здесь – нет, потому что здесь у героини происходят разительные перемены – юная, богатая девушка падает в бездну. Это очень интересный актерский опыт: за две сцены нужно сыграть превращение из человека в, по сути, животное. Все 18 лет она жила только мыслью о мести, и когда она ее осуществляет, она погибает, выполнив, как ей кажется, свою миссию на земле.
Хотя, конечно, какие-то нюансы рождаются. У меня была мысль добавить в костюм акцент, который бы олицетворял ее жизненный путь. Допустим, зеленый бантик, который в начале спектакля – блестящий, а в конце покрыт пылью. Мне кажется, это было бы яркое пятно, ведь зрители не сразу понимают, что это та самая блондинка, которая была в начале, кто это, становится понятно потом, когда о ней говорят.
ОКОЛО: Какой совет Вы бы дали своей героине, если бы была такая возможность?
Ю.А.: Я бы, наверное, сказала жить своей жизнью, ведь если бы она не была одержима местью, жизнь ее, возможно, сложилась бы по-другому, она бы много чего увидела, смогла бы сделать что-то хорошее для других и для себя.
ОКОЛО: Интересно, что Вы даете ей совет в период, когда она уже опустилась на дно. А Вы не дали бы ей, например, совет не связываться с Дорианом?
Ю.А.: Я понимаю, как это манит – как в кондитерский магазин: ты зашел и уже не можешь устоять. Наверное, это просто невозможно, тем более что она юная, мало чего видела на тот момент, ей хочется жить, действовать, и, конечно, этот ее прекрасный товарищ в инвалидной коляске. Поэтому сказать можно, чтобы она не связывалась, но последует ли она этому совету – большой вопрос.
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
Ю.А.: Самое главное для меня то, что «Портрет Дориана Грея» – это, прежде всего, прекрасный литературный источник, проверенный столетиями. И, конечно же, прекраснейшая музыка и замечательные актеры, которые одержимы своим делом.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
Ю.А.: Я все время вспоминаю слова Максима Горького, который говорил, что лучше один раз напиться свежей крови, чем всю жизнь питаться падалью. Пускай жизнь будет короткой, но яркой и интересной, и в ней ты сделаешь хорошо кому-то другому. А Дориан – это все-таки о себе, только в конце жизни он стал понимать, что что-то не так.
ОКОЛО: Лорд Генри произносит: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности». Согласны ли Вы с данным утверждением?
Ю.А.: Вообще, лорд Генри – мой кумир немножко в ироничном смысле слова. Я бы переиначила немного это выражение: деньги – это не самое главное, потому что человек может быть безумного богат, но при этом у него нет друзей, семьи и он несчастен. Деньги – это самый восполняемый ресурс, потеряв, ты можешь снова их заработать, а вот близких – нет.
А вообще, моим любимым утверждением является другая мысль Лорда Генри: «Если у вас нет своих желаний, то вы будете выполнять чужие».
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
Ю.А.: Я думаю, это честность, прежде всего – честность всех, кто делает этот спектакль. Наверное, во всех профессиях есть термин «выгорание», но актеров, мне кажется, это не касается, они всегда больны своим делом.
Константин Китанин (роль – Бейзил Холлуорд)
ОКОЛО: Что изменилось у Вас в видении Вашего персонажа за прошедшие пять лет?
К.К.: Мне кажется, он стал еще добрее, еще талантливее. Он ждет своего нового Дориана Грея взамен плохого.
ОКОЛО: Какой совет Вы бы дали своему герою, если бы была такая возможность?
К.К.: Наверное, доверять людям несмотря ни на что, верить, что красота спасет мир и обязательно не бояться любить, даже если это будет Дориан Грей (неважно, в юбке или штанах, там как пойдет).
ОКОЛО: Каким словом Вы бы охарактеризовали мюзикл «Портрет Дориана Грея» пять лет назад и сегодня?
К.К.: Честно говоря, я, как зритель, не видел его уже давно. Я помню свои первые впечатления от просмотра: самое важное – мне было интересно наблюдать за происходящим. Надеюсь, мюзикл таким же и остался. Посмотрю на днях, проверю. По-актерски же он, безусловно, стал в несколько раз сильнее.
ОКОЛО: Ваш личный выбор: путь Дориана Грея – вечная молодость и жизнь во грехе – или достойная, честная жизнь?
К.К.: Всему свое время: вечная грешная молодость должна быть вечной грешной молодостью. Когда она становится вечной грешной старостью, все мы знаем, к чему она приводит.
ОКОЛО: Ваш герой, Бейзил, говорит: «Мы вправе судить о человеке по тому влиянию, которое он оказывает на других». Насколько Вы согласны с данным утверждением?
К.К.: Я в последнее время с большой осторожностью отношусь к высказываниям Оскара Уайльда. Они в какие-то времена звучат очень созвучно, а в какие-то – очень пафосно и выхолощено, наверное, потому что мы сами обесцениваем какие-то важные моменты.
По поводу же этой фразы. Я вообще не берусь судить о человеке, кто я такой, чтобы судить? Но, наверное, если бы я встретил человека, на которого сильно влияет окружение или чужое мнение, мне было бы его искренне жаль, потому что, с моей точки зрения, нельзя придумать ничего глупее, чем зависеть от мнения окружающих тебя людей и вообще очень сильно думать и переживать, что думают о тебе окружающие.
ОКОЛО: Поделитесь секретом успешной долгой жизни мюзикла «Портрет Дориана Грея».
К.К.: Это интересно смотреть, несмотря на то, что ты знаешь сюжет. Самая главная марка для меня как для зрителя, когда у меня получается абстрагироваться и стать зрителем, это скучно мне или нет. Про «Портрет Дориана Грея» можно точно сказать, что вам на этом спектакле скучно не будет, там очень много хорошей музыки, интересных артистов и это спектакль, который точно украсит вечер.
Беседовала Любовь Марьина
Фотографии из открытых источников