“Назовём это хулиганством!” - предупреждает Дима Крестьянкин зрителей перед началом спектакля. Двенадцатое октября, мы на премьере “Красного фонаря” в Музее театрального и музыкального искусства. Жанр в программке - эпистолярное действие о дирекции императорских театров. Звучит скучновато, да? И если не знать, кто режиссёр, можно представить довольно занудное классическое действо с актером в летах, который читает мемуары. “Узнаем что-то новое о чем-то старом, мы в музее же!” Но нет, будет и впрямь хулиганство, искромётное, дерзкое, молодое и очень актуальное!
Дима Крестьянкин ставит такие спектакли, чтобы их понимали обычные, неподготовленные люди - например, друг с завода. Да и сам он - очень простой в общении, добрый, внимательный к каждому и честный. И за это любят его и студенты РГИСИ, где он преподает, и воспитанники детских домов из Театрального дома (проект БФ "Подари мне крылья" совместно с Социально-художественным театром), и ребята из компании “Разговоры” (фонд “Альма Матер”) и лаборатории “Не зря” (фонд “ПРО АРТЕ”) - вместе они ставят инклюзивные постановки. В его “Плохой театр” мчат из других городов, регистрация на спектакли заканчивается за пару секунд. Спектакли бесплатные, потому что и актерам, и режиссеру по кайфу играть и общаться со зрителями, и они хотят, что любой мог позволить себе прийти в театр.
Дима любит документальный театр, и эпистолярный жанр - в общем-то близкий формат. Ставить в музей его позвала Анна Ласкина, продюсер спектакля и заведующая научно-просветительским отделом, яркий пример того, как важны горящие, молодые и увлеченные сотрудники, чтобы музей жил и дышал современностью. Кстати, это уже третий спектакль в репертуаре музея, еще можно увидеть работы Никиты Славича - аудиоспектакль "Портрет" и интерактивное шоу «12 стульев. Фан-фикшн».
“Красный фонарь” - спектакль по письмам и дневникам Владимира Теляковского. До революции управление всеми императорскими театрами было в руках единой дирекции, и Теляковский был ее последним директором 16 лет (до ареста 1 марта 1917 года). Именно он пригласил работать художников Константина Коровина и Александра Головина, Федора Шаляпина и Всеволода Мейерхольда, поддержал Михаила Фокина. Этого человека, безмерно значимого для российского театра, сейчас никто не помнит.
Двенадцать томов его воспоминаний обработал для постановки екатеринбургский драматург Алексей Синяев. Именно в здании Музея театрального и музыкального искусства и находилась дирекция, а действие разворачивается в зеленом зале, бывшем кабинете Теляковского. От этого мурашки по коже, когда представляешь, что вот тут он сидел, подписывал приказы, обдумывал сложные для театра решения. Кстати, по поводу решений. Их предлагается принимать зрителям! Да, спектакль интерактивный - по ходу действия актеры будут обращаться к зрителям, вскрывая очередной конверт с вопросом, и предлагать решить, что делать - защитить Шаляпина, рискуя театром, или лучше отпустить? Расторгнуть контракт с Мейерхольдом или нет?
Актеров двое - Максим Сапранов (Театр имени Ленсовета) и Иван Капорин (Балтийский дом), выпускники РГИСИ 2022 курса С.Д. Бызгу, бывшие студенты Димы Крестьянкина. Они бережно подхватывают друг у друга речь Теляковского, а порой и хором - декламируя правила бойцовского клуба... ой, простите, балетной труппы, рассказывая о войне балетоманов, об абсурдной ситуации, когда трагедия “Антигона”, написанная в 441 году до н.э., внезапно становится преступной... Ваня Капорин искрометно делится рассказом о жизни Шаляпина в эмиграции и “айкает” Хаски, а потом запевает “Дубинушку” и очаровывает весь зал своей интриганкой Кшесинской.
Как обычно в спектаклях Димы Крестьянкина все происходит на расстоянии вытянутой руки - зрители рассаживаются по обеим сторонам от импровизированной сцены, на которой из декораций - пара стульев да небольшой шкаф-бюро. Да и сам зал - одна большая декорация, тут и бюст Веры Комиссаржевской, к которой обращается Теляковский, и портрет артиста Николая Фигнера, ругавшего Шаляпина - и вот он тут, на стене!
Ребята по очереди достают письма с решениями, и шкаф тут - как символ бюрократии и “чиновников, которые покрылись мхом”, и как граница, система запретов, что Теляковский стремится преодолеть.
Кстати, а что значит “Красный фонарь”? И почему он, по словам Теляковского, “ненавистен всем”? Раньше это был знак замены спектакля. И художник по свету Александр Гришин вместе с художником Александрой Мошурой окутывают всё пространство зала в революционно-алый цвет - от костюмов героев до освещения. А зрители задумываются о том, что в 2022 году у них тоже произошла замена - прошлой счастливой жизни.
И как будто бы “Красный фонарь” - про человека искусства и про театр на фоне революции. А на самом деле он про человека вообще. Человека жутко растерянного, сомневающегося, неидеального, который просто пытается спастись на фоне катастрофы и спасти то, что ему дорого. А еще это постановка о выборе. Мы делаем его всю жизнь, “и нам кажется, что наш выбор на что-то влияет. А потом однажды выбор делают за тебя. И ты уже ни на что не влияешь”. И из директора императорских театров ты в одночасье можешь стать башмачником, из журналиста - превратиться в сотрудника автомастерской, не по своей воле очутиться в незнакомой стране.
Следующие показы “Красного фонаря” - 21 и 24 ноября. Приходите подумать о выборе, хрупкости и неопределенности нашей жизни, насмеяться до слез, ну и подпеть “Дубинушке”, конечно!
Текст: Наталья Стародубцева
Фото: Наталья Тютрюмова