Истории компьютерных гениев и лентяев

11 октября на Малой сцене театра «Балтийский Дом» артисты Московского академического театра имени В.Маяковского рассказали, станцевали и визуализировали серию историй о создании того, без чего невозможно сегодня представить наш мир – компьютера. Спектакль «Новаторы» режиссера Никиты Кобелева – это динамичная, интеллектуальная, современная постановка, объединившая в себе черты документального фильма, энциклопедии и модернистской постановки. Показ состоялся в рамках программы XXХII международного театрального фестиваля, посвященного теме «Театр нашего времени».

Компьютеры стали неотъемлемой частью современной реальности. Они есть практически в каждом доме. Ноутбуки, телефоны, портативные станции помогают нам слушать музыку, смотреть фильмы и производить сложные вычисления. Именно об этом мечтали их создатели всего-то сто лет назад, когда пытались использовать перфокарту или кинопленку для создания расчетных машин. Поэтому перфокарта выбрана создателями спектакля, как фон для сцены. Эта перфокарта также служит экраном, на который транслируются кадры исторической хроники, фотографии, сюрреалистический визуальный ряд, движущаяся дорога и крупные планы лиц актеров, снятые на видеокамеру непосредственно на сцене. Сложно было бы представить спектакль о научном прогрессе без кино, которое здесь не противопоставлено театру, а интегрировано с ним в попытке вернуться в прошлое, чтобы взять интервью у тех, кто перевернул наш современный мир, вложив все свои силы в создание компьютеров.

Первопроходцами на пути реформации стали женщины. Одной из первых была дочь Байрона.  Ада считала себя гением, курила опиум и занималась математикой. Первой программисткой, которая до преклонного возраста служила в ВМС и, не сдерживаясь, срывала гнев на своих сотрудниках, была Грейс Хоппер (Наталья Палагушкина). Прекрасной оказалась команда продвинутых девушек, работавших с ENIAC, которых и называли компьютерами до того, как это слово стало относиться к вычислительным машинам.

Первые компьютеры появились на свет благодаря амбициям Джона Мокли (Иван Выборков) и лени Джона Атанасова (Евгений Матвеев). Такими, как сегодня, они стали благодаря машинам Тьюринга, транзисторам и таким гениям, как Стив Джобс (Евгений Матвеев), Билл Гейтс (Роман Фомин) и Линус Торвальдс (Максим Разумец).

Казалось бы, при таком обилии персонажей и фактов постановка могла бы стать сложной для восприятия. Но режиссер сыграл на динамике. У каждого персонажа свой акцент, свои манеры поведения и свой ритм речи. Периодически даже возникает ощущение, что мы слушаем аудиокнигу на ускоренной перемотке. За счет того, что это происходит не в ущерб дикции и интонации, все доступно для понимания.

 

После интересных фактов, например, о том, как мотылек, застрявший в компьютере и влиявший на то, что машина делала ошибки, привел к тому, что сегодня все ошибки называют «баг», а их решение «дебаггинг», идут необычные танцевальные вставки, в которых актеры, словно некие механизмы, повторяют одни и те же движения. За ними следуют сцены, которые могут удивить зрителя: пробежка, прыжки на скакалке, где вместо скакалок используются провода и т.д. Есть и юмор. Вплоть до того, что периодически во время просмотра вспоминаются номера из стендапа. Да и сами персонажи, благодаря акценту и гротеску в поведении, кажутся периодически карикатурными.

Кроме того, динамике постановки способствует смена эпох и стилей, что передается соответствующими показываемому времени костюмами и разножанровой музыкой. Так, хиппи из шестидесятых получились особенно яркими и зрелищными. Использованные в спектакле хиты Луи Армстронга, Боба Дилана, Джими Хендрикса, The Beatles и других музыкантов также создают особое настроение.

Каждая из историй рассказана в определенной манере. Первый рассказ мы видим через поэзию и моральное падение Байрона, а последний - через нравоучительный диалог сестры и брата. Также местом действия некоторых исторических фактов стали зал суда или рок-фестиваль.

После спектакля в одно целое объединяется паззл, в котором парадокс лжеца, коды машины «Энигма», путешествие к звезде Альтаир в последней серии «Стартрека», автоматы благодати и любви стали теми связующими элементами, которые вместе с двигателями прогресса – гениальностью, ленью, соперничеством, завистью и вдохновением перевернули в прошлом веке весь образ жизни человечества. Так в яростном противоборстве разнонаправленных желаний, вопреки и благодаря историческим катаклизмам, войнам и научным открытиям, наука совершала свою революцию в мире и сознании людей. Новаторами были фанатики, те, кто осуществлял то, что до них не делал никто. И в целом, эту постановку также можно назвать новаторской – потому что ее героями стали не только люди, но и искусственный интеллект, который сегодня может уже не только мыслить или чувствовать, но и играть в театре.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Театра имени Маяковского 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения