«Идиот»: Львом Мышкиным может оказаться каждый из нас

«Ходите в театр, пока это возможно, ведь неизвестность завтрашнего дня пугает как никогда» - с такой мыслью я решил посмотреть новую постановку «Идиот» режиссера Петра Шерешевского, предпоказ которой мы посетили 30 сентября в стенах Приюта комедианта. Новый спектакль, как вы уже догадались, основан на классическом романе «Идиот» Достоевского. Однако сама постановка – совершенно новое прочтение романа писателя, где главные герои на протяжении трёх актов существуют в современном Петербурге. Льва Мышкина играет один из моих любимцев – Илья Дель, перевоплощение которого в странного, блаженного поэта Мышкина, вернувшегося в Петербург после лечения в берлинской психиатрической больнице, вызывает восхищение и восторг.

Основной лейтмотив оригинала сохраняется на протяжении всех трех действий спектакля, однако уже после первого антракта погружаешься в иное состояние, атмосферу и начинаешь замечать детально, с каким трепетом и творческой вовлеченностью каждого участника проделана работа. Это и, помимо Ильи Деля, Антон Падерин (Парфен Рогожин, дружба которого с Мышкиным – нечто), Александр Худяков (Ганя, вызывающий одновременно и отвращение, и жалость), Татьяна Ишматова (страдающая Настасья), Анна Саклакова («взрослый ребенок» Аглая), Геннадий Алимпиев и Татьяна Самарина (чета Епанчиных). Все вместе представляют на сцене симбиоз абсурда, безысходности и раздора – до боли знакомой реальности наших дней. «ЖИЗА!» - хотелось невольно кричать. Словно демоны среди ночи выбрались на какую-то очередную «сходку» для своих. В котле варится тьма, живущая в каждом из нас, что поневоле задаешься вопросом: а можем ли мы вообще быть счастливыми? При всей драме, разворачивающейся на сцене, не забывал зал и посмеяться. Например, запомнится надолго пикантная сцена Настасьи, Рогожина, Гани и Мышкина в питерской шаверме. Раскрывать дальнейшие сюжетные ходы режиссера совсем не хочется, настоятельно рекомендую вам увидеть спектакль воочию. 

 Для меня, ранее не видевшего подобного в театре, стали сюрпризом видеопроекции на экранах и сцене с главными героями: для лучшего погружения в сознание героев Пётр Шерешевский и Ко использует приемы кино: крупные планы, внимание на актерские лица, мельчайшие изменения мимики. Актёры исчезали со сцены и появлялись на экранах, продолжая играть. Чего только стоят черно-белые «экранные» диалоги Мышкина и Рогожина в тамбуре поезда сразу после их знакомства. Погружаясь в хаос людских взаимоотношений, на сцене видишь отчаянные поиски себя, попытки сепарации от родителей, скрытое насилие в «советской» семье, тщеславие и жажду наживы, желание любить и творить добро вкупе с желанием быть принятым и понятым, совращение и растление, пьянство и психические заболевания. В общем, смыслов и граней достаточно, каждый может увидеть что-то свое.

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Текст: Владислав Прусс

Фотографии Приюта комедианта

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения