Открытие выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации» состоялось 28 сентября 2022 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца. Мы встретились с куратором выставки Николаем Леонидовичем Зыковым, главным хранителем Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и художником-реставратором Максимом Владимировичем Лапшиным. Реставраторам удалось не только проявить оригинальные цвета и заполнить утраты, но и сделать видимыми прежде скрытые детали. Выставка открыта до 20 ноября.
Как рассказал Николай Леонидович Зыков, в музее более 10 лет проводится планомерная работа по постепенной реставрации картин нидерландской школы. На выставке можно увидеть три витрины с алтарями-складнями или их частями, а также ознакомиться с нюансами работы реставраторов. Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с креста» и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше», которые можно увидеть на выставке, были созданы в XV-XVI веках.
Безусловно, работа Робера Кампена – одна из жемчужин нидерландской коллекции Эрмитажа. Она известна зрителям, поскольку до реставрации находилась в постоянной экспозиции музея. Сейчас она размещена в витрине, потому что устроители выставки хотели показать не только памятник живописного изображения, но и оборотную сторону, где отражена ее история. Оригинальная рама диптиха не сохранилась. Можно предположить, что она была такой же как на триптихе «Снятие с креста», то есть была единым целым и выступала рельефом над изображением. В настоящее время раму по периметру заменяет орнамент, созданный, предположительно, в XVII - XVIII веках. Время нанесения орнамента более точно установить невозможно, так как состав красок в это время не менялся. Во время реставрации в 1946 году была сделана расчистка до деревянной основы по орнаменту, так как предполагали, что под орнаментом сохранилась живопись XV века, но это не подтвердилось.
Очень интересна у диптиха задняя сторона. На ней есть печати с гербом владельца и подпись на латыни – Татищев. Дмитрий Павлович Татищев (1768-1845) – один из главных коллекционеров XIX века. Он был дипломатом и провел за границей более 36 лет, служил полномочным послом в Неаполе, в Мадриде, в Гааге, с 1822 по 1841 год - в Вене. В это время разные политические события приводили к разорению знатных семейств, вынужденных распродавать свое имущество за бесценок. По завещанию его коллекция поступила в Императорский Эрмитаж. Две створки триптиха Яна ван Эйка из коллекции Татищева с 1933 года находятся в музее Метрополитен. Татищев начал целенаправленно собирать произведения раннего нидерландского искусства в то время, когда в Европе только начиналась волна интереса к этому периоду. На оборотной стороне створки диптиха заметны цветные всполохи – это имитация камня, характерный декор.
В 1916 году в Эрмитаж был приглашен крупнейший специалист по дендрохронологии нидерландских картин профессор Питер Кляйн из Германии. Он располагает базой по нидерландским и немецким доскам. Он подтвердил, что дубовая доска датируется 1392 годом и обе части диптиха – из одного дерева. Если учесть, что дерево выдерживалось примерно 15 лет, то 1408 год – первый год возможного создания диптиха. В Эрмитаже диптих Кампена датировался 1430-1435гг., что не противоречит данным Питера Кляйна. Интересно, что доски для росписей не пилили, их кололи. Мастера, которые делали доски, ставили клейма, и художники не могли использовать другие доски, так как мастера по доскам приходили к художникам и проверяли: на правильных ли досках пишут художники свои картины.
Складень «Снятие с креста» поступил в Эрмитаж после революции, из какой коллекции – неизвестно. Проведенный ранее дендрохронологический анализ подтвердил гипотезу, что картина создана после смерти Рогира ван дер Вейдена (1399-1464) в его бывшей мастерской. Картина много раз реставрировалась, что, конечно, повлияло на состояние живописи. Во время последней реставрации истинный колорит картины удалось восстановить. На задней стороне складня можно увидеть гербы, видимо, принадлежавшие его владельцам.
Большую работу провели сотрудники музея при реставрации картины Питера Кука ван Альста (1502-1550) «Моление о чаше». Эта картина на самом деле настоящий пазл. Изначально доска была чуть выше и значительно уже. В XVII или XVIII веке ее распилили и превратили в картину более привычного формата. На выставке представлены фотографии в инфракрасном спектре, которые показывают, что произведение было распилено на куски, а затем собрано и наклеено на другую основу.
Когда делались вставки, их расписали, учитывая тон потемневшего лака. При реставрации, после снятия поздних слоев лака и удаления загрязнений, необходимо было сделать так, чтобы более поздние вставки не выделялись. И реставраторам это удалось сделать. Также удалось восстановить синий цвет, который является самым уязвимый. Ультрамарин – растертый цветной камушек, когда его замешивают со связующим материалом, он перестает быть ярким. Сейчас используется синтетический связующий материал, который не портит цвет. Задача реставратора – сохранить авторскую живопись. На картине Питера Кука Ван Альста после реставрации можно разглядеть много интересных деталей, например, что в руках стражников факелы, которые чадят, то есть стал заметен черный дымок на ними
Реставрация в наше время проходит долго: если раньше художник-реставратор широко закрашивал произведение, то теперь утраты восстанавливаются точечно. Показанные на выставке после проведённой сложной реставрации картины позволяют сравнить разные, но всегда непростые реставрационные решения, по-новому увидеть старые шедевры во всех их деталях, а также по достоинству оценить колористическое богатство произведений нидерландских мастеров.
Куратор выставки: Николай Леонидович Зыков, главный хранитель Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрационные работы выполнены Валерием Юрьевичем Бровкиным и Максимом Вадимовичем Лапшиным, художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. Технико-технологические исследования проведены Камиллой Бурхаровной Калининой, Андреем Викторовичем Цветковым и Максимом Вадимовичем Лапшиным.
Текст: Наталья Шек
Фото: Александр Шек