После «Великого Гэтсби» и «Ромео+Джульетта» режиссер Баз Лурман продолжает обращение к классическому наследию, но не литературы, а рок-н-ролла. «Элвис» - фильм, название которого говорит само за себя.
В качестве отправной точки «Элвиса» сценаристы, коих у фильма целых четыре, и каждый ранее уже работал над картинами Лурмана, используют взаимоотношения Элвиса Пресли и его бессменного концертного директора Тома Паркера. Вся карьера Короля рок-н-ролла предстает перед публикой в хронологическом порядке, изредка перемежаясь флэшбеками в детство и юность Пресли, а также флэшфорвардами в глубокую старость Паркера, который пережил своего подопечного почти на 30 лет.
Скандал, разгоревшийся между Элвисом и его патроном- «полковником» Томом Паркером, касался неправомерного контракта, согласно которому певец был в постоянном долгу перед менеджером, а сам Паркер владел более чем половиной всего, что касалось бренда «Элвис Пресли». В картине постановщик не дает строгих моральных оценок и не выносит приговоров. «Это случилось так», - говорит Лурман, и под саундтрек из классики рок-н-ролла, а также Эминема и Доджи Кэт, занимается демонстрацией различных общеизвестных фактов, используя вопросы и допущения вместо дидактики.
Если сверхпопулярная «Богемская рапсодия» (единственный голливудский байопик, обошедший «Элвиса» по кассовым сборам) представляет собой компиляцию из фактов, порой топорно поданных, но оттененных культовыми песнями группы Queen, то «Элвис» являет собой кардинально иной режиссерский подход. Не обходя биографических фактов, хотя и теряя некоторые – вроде того, что водитель грузовика из Миссисипи на самом деле был блондином и всю жизнь красил волосы, «Элвис» прослеживает историю становления кумира сотен миллионов от первого прослушивания госпела до последней ноты «Unchained Melody», сыгранной 16 августа 1977 года.
В картине будут и полностью воссозданные, знакомые каждому фанату Черные районы Миссисипи, знаменитый концерт под лозунгом «Elvis is back», знаменитое поместье Грейслэнд (построенное Элвисом в соответствии с представлениями бедного подростка, любившего музыку, о «богатстве») и, конечно же, шоу в залах Лас-Вегаса, сформировавшими массовое представление о бренде «Элвис Пресли». Но в бедняцких районах маленький Элвис услышит самого Бога, на переполненных стадионах бросит вызов ханжеству, а в роскошных мюзик-холлах отдаст свой Голос и умрет, чтобы жить вечно.
Вместо легковесного байопика картина оказывается философским рассуждением о том, что желаемое доступно, а необходимое – недостижимо. Изысканный фильм «Жизнь в розовом цвете» о Эдит Пиаф намекал на эту сентенцию, лирическая «Моя неделя с Мэрилин» прямо говорила в потрясающей сцене под «Autumn Leaves», где Мишель Уильямс и Эдди Рэдмейн выходят на осеннюю прогулку, а «Элвис» просто кричит, включая всю фонотеку от «Heartbreak hotel» до «Viva Las Vegas».
Стилистически «Элвис» полностью совпадает с представлениями База Лурмана о киноэстетике, как пространстве больших масштабов, где все выверено до мелочей, где ради десятисекундной сцены можно построить павильон, а слова «в нашем мире все прекрасно, в нашем мире нет проблем» из фильма «Кабаре» нужно воспринимать буквально. Если вы думали, что нельзя превзойти «Великого Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо по количеству гламура, шика и каверов на шлягеры от поп-музыки на единицу экранного времени, то вы ошиблись. «Элвис» есть чистая, почти трехчасовая феерия красоты и ода эстетизации. Да и как иначе? Ведь само имя Элвиса вызывает строгий ассоциативный ряд с фальшивыми бриллиантами, яркими костюмами и огнями Лас-Вегаса, оказывающимися в «Элвисе» не менее смертоносными, чем был «маяк» для героя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Элвис всю свою карьеру стремился к мировому туру и «серьезному» кинематографу. Если с первым не задалось – за день до планируемой даты тура певец поднялся на сцену в последний раз, то свой след в кинематографе мистер Пресли оставил. На главную роль в картине претендовало множество подающих надежды актеров, включая Майлза Тэллера и Энсела Эльгорта, но Остин Батлер обошел всех, и даже невероятно популярного на момент выхода фильма британца Гарри Стайлса.
Постановщика фильма завсегдатай сериалов от кабельных каналов Батлер покорил вокалом, спев на прослушивании, а семья Пресли в социальных сетях выразила молодому артисту свою признательность и восхищение. К примеру, Присцилла - вдова Пресли высказалась в духе «все так и было». А внучка Короля Райли Кио сказала, что «начала плакать спустя пять минут просмотра и не смогла сдерживать в себе эмоции до самого конца».
Антагонистом и экранным партнером Остина Батлера выступил корифей Том Хэнкс. Неизвестно, ставит ли Хэнкс «Элвиса» в ряд тех «всего нескольких хороших фильмов», которые, по его недавнему признанию, есть в его карьере, но зрителей этот «злодей» поневоле не оставит равнодушными. Ведь и Лурман неоднозначно трактует образ полковника Паркера, и Хэнкс играет его как заблудшую душу, искренне не желавшую зла.
Базу Лурману в «Элвисе» удается все, что публика традиционно ждет от этого австралийца как режиссера – поражающая грандиозность каждой сцены, ослепительный гламур, предельная детализация и умение видеть красоту масштабов эпохи Возрождения буквально во всем, ретранслируя ее при помощи киноэкрана. Но, при всех «огрехах», которые, конечно, найдут исключительно заядлые поклонники Элвиса Пресли, фильм «Элвис» поднимается над уровнем биографии, превосходит статус кассового хита, коим и является, разворачивая трагедию античного масштаба, когда истинный гений принадлежит каждому, но не самому себе. И голос Элвиса звучит как глас божий.
Текст: Евгения Савкина