Летом я написала пост "Вроде одни и те же книги читали. Или не одни?", и, оказалось, что этот вопрос не только меня волнует. Я искренне не понимаю, как человек, прочитавший за жизнь хотя бы десяток книг, может одобрять убийства людей, быть равнодушен и глух к чужой боли, говорить "Это честь - умереть за свою страну", культивировать в себе глупость и жестокость. Может быть, мы и читали одни и те же книги, да только поняли их по-разному, одни черпали доброту, эмпатию, мудрость, другие - имперское мышление и ура-патриотизм, который я давно предлагаю включить в перечень психических заболеваний.
Театр Ди Капуа всеми своими спектаклями проверяет нас на человечность, на способность сочувствовать чужим страданиям. В его самой камерной и медитативной постановке "Репортаж с петлёй на шее" на сцене мы видим только окно, Илону Маркарову и Андрея Жукова, который на протяжении всего действия не говорит ни слова, потому что, сколько бы прекрасных речей не было произнесено, человечество продолжает истреблять само себя. Впервые я смотрела "Репортаж" вскоре после премьеры, в музее Шаляпина, в атмосферной комнате с окном. Теперь ребята сами приносят окно в мир в катакомбы Петрикирхе.
"Репортаж с петлёй на шее", как и "Жизнь за царя", "Слово и дело" и отчасти "Крысолов", имеет документальную основу. Этот спектакль поставлен по воспоминаниям жительницы Грозного Раисы, которая 30 лет собирала колоссальную библиотеку, сосредоточение людских знаний и мыслей, и, когда началась война, она не смогла уехать и бросить книги, свой маленький и огромный мир. Вместе с другими простыми беззащитными людьми: женщинами, детьми и стариками, она пряталась в бомбоубежище от снарядов и пуль. Спектакль, кроме темы войны, поднимает ещё и острую в 2022 и любом году тему национализма. Я еврейка с украинской фамилией и внешностью, на которой оставила отпечаток кровь моих предков самых разных этносов, про некоторые из них мне самой ничего не известно. Национализм и националисты мне глубоко отвратительны, потому что все люди и никто не хочет умирать, внутри у всех кровь. Я не понимаю, как кто-то может согласиться с тем, что представители какой-то нации не имеют права на существование, они не люди и их можно истребить. Впрочем, в 2022 году я многого не понимаю. И не пойму. Растоптана человечность и нормы морали, театр, книги, музыка и всё мировое искусство не сделали человечество добрее и лучше. Тут не исправить уже ничего, Господь, жги.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии Театра Ди Капуа