Этим летом любителей художественного кино в Петербурге ждал приятный сюрприз — появление киноклуба “Смотрим. Слушаем. Общаемся”. Его создателями выступила арт-лаборатория “Пространство образа и звука”, авторский проект режиссера Алексея
Образцова, чьи спектакли можно увидеть в театре “Особняк”. Конечно, сам по себе формат встреч для просмотра и последующего обсуждения фильмов не является чем-то принципиально новым, однако организаторы киноклуба сумели наделить его особенными чертами.
Во-первых, встречи проходят в формате квартирников в самом прямом смысле этого слова: неподалёку от Светлановской площади, в просторном жилом помещении, где уже прежде проходили тренинги мастеров “Внутренней Вселенной”, оборудован небольшой уютный кинозал с комфортными местами для зрителей и хорошей акустикой. Само понятие “квартирник” в последнее время несколько исказили, зачастую называя подобным образом наспех организованное мероприятие для небольшой аудитории. Здесь же более взрослые участники киноклуба найдут для себя возможность поностальгировать по творческим вечерам восьмидесятых, а молодое поколение — островок творческой демократичности, лишённой наносного гламура. В качестве приятного бонуса к художественной части мероприятия выступают угощения, собственноручно приготовленные организаторами.
Во-вторых, для просмотра, в отличие от многих других киноклубов, выбираются не популярные произведения масс-маркета последних лет или высокопрофессиональные и избалованные зрительским вниманием фильмы вроде “Брата”, а гораздо менее известное кино, представляющее художественную ценность. Так, например, предметом обсуждения на июльской встрече клуба стал фильм из цикла “Дау” “Смелые люди”, а на сентябрьской — две авангардные киноленты Майка Фиггиса конца девяностых: “Потеря сексуальной невинности” и “Таймкод”.
В-третьих, на каждую встречу приглашается особый гость, который рассказывает зрителям важные для понимания нюансы фильма до начала просмотра, а также подвергает его более подробному профессиональному анализу после, попутно выступая модератором свободной зрительской дискуссии. В качестве такого гостя на первые две встречи киноклуба был приглашён известный режиссёр, актёр и педагог Алексей Слюсарчук. Имея помимо занятости в театре (“Король умирает”, “Бесы”) многолетний опыт работы режиссёром монтажа и сорежиссёром в проекте “Дау”, посмотрев несколько тысяч фильмов, он, кажется, знает о кино всё. А большой педагогический опыт позволяет ему интересно и доступно доносить своё видение тех или иных вопросов до очень разнородной с точки зрения начальной подготовки аудитории.
Так, например, Слюсарчук рассказал о таком явлении, как интертекстуальность в кино, и указал зрителям на фрагменты интертекста в фильмах Фиггиса и их назначение; обратил внимание на моменты биографии режиссёра (например, детство, проведённое в Кении), повлиявшие на художественные решения; показал, как трансформировалось воплощение замысла съёмочной группы при переходе от первого фильма ко второму, от плёнки к цифре, дополнительных возможностях, которые были предоставлены новыми технологиями. В контексте второго фильма Слюсарчук рассказывал о влиянии на киноиндустрию появления стедикама. Участники встречи на протяжении всего мероприятия задавали гостю вопросы, а в конце получили возможность высказаться о просмотренных фильмах более развёрнуто и услышать мнение специалистов (а в зале, помимо Слюсарчука, присутствовали другие актёры и режиссёры) в ответ.
Хочется верить, что этот проект ждёт долгое и успешное творческое будущее и пожелать ему стать значимым явлением в культурной жизни нашего города.
Следующий квартирник состоится 1 октября, предметом обсуждения станут два фильма Дэвида Линча. Модератором дискуссии в этот раз выступит режиссёр и музыкант Алексей Образцов. Билеты на мероприятие можно приобрести по ссылке https://bit.ly/kvartirnik_sso_011022.
Текст и фотографии: Егор Куликов