Симфонический дуэт Бетховена и Шостаковича

27 сентября в честь открытия сезона Академического симфонического оркестра в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии состоялся концерт, в программу которого вошли сочинения Бетховена и Шостаковича. Оркестром дирижировал народный артист России, главный дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев. В первом отделении вместе с оркестром выступила одна из наиболее почитаемых пианисток нашего времени - Елизавета Леонская.

Николай Алексеев хорошо известен деликатным и трепетным отношением к классике. Ослепительная улыбка и внутренняя энергия маэстро воодушевляют оркестр и зрительный зал. В результате жизнерадостная Увертюра «Леонора» № 3 звучит особенно светло. При этом не в ущерб выразительности. Оркестр, как единый организм, точно передает все нюансы, мастерски озвучивая даже тишину, при этом феерично исполняя торжественные такты.

И без того новаторская увертюра в этом исполнении не кажется бетховенской, настолько в ней много легкости. Всего для оперы «Леонора» Бетховен написал четыре увертюры. В основе сюжета оперы – героическая борьба жены узника за его освобождение во время Великой Французской революции. Премьера состоялась в 1806 году. Несмотря на то, что опера была быстро снята с репертуара, увертюра представляет собой одно из величайших чудес симфонического искусства и считается даже выше самой оперы. Контрастные мелодии кларнетов и фаготов на фоне глубокого звучания скрипок и виолончелей рисуют лирический сюжет о героическом выходе из тьмы к свету.

Опыт и чуткость по отношению к музыке позволяют Николаю Алексееву создать совершенно новое абстрактное видение известного произведения. Лауреат множества международных конкурсов Николай Алексеев возглавлял оркестр Загребской филармонии, руководил Эстонским национальным оркестром, выступал за пультом Академического симфонического оркестра Московской филармонии, а также работал с оркестрами Роттердама, Дрездена, Копенгагена, Берлина, Шотландии и многими другими. В репертуар дирижера входят сочинения Рахманинова, Паганини, Тищенко, Королева и других композиторов.

Кроме Увертюры на концерте прозвучало еще одно сочинение Бетховена – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В этом концерте как раз чувствуется бетховенский симфонизм. Тем удивительнее то, какую легкость и одновременно мощь ему придало исполнение Елизаветы Леонской. Выдающаяся пианистка современности виртуозным исполнением встроила в добродушную мелодику новые оттенки смыслов, в которых отражены и дух времени, и сфера чувств.

По словам Д.Шостаковича легенда советского пианизма Святослав Рихтер, в содружестве с которым много лет Елизавета Леонская оттачивала мастерство, считал для себя главной задачей – «точное и в то же время творчески-вдохновленное изложение авторского замысла». Для того, чтобы воплотить настолько сложную задачу в жизнь, нужно обладать огромным талантом и феноменальным мастерством. И этот эффект можно наблюдать на концертах Елизаветы Леонской.

Выступления Елизаветы Леонской называют сенсационными. Пианистка солировала со многими ведущими оркестрами мира, включая оркестры Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Франции, Чехии и т.д. Записи Елизаветы Леонской были отмечены такими престижными премиями, как Caecilia Prize (за исполнение сонат для фортепиано Брамса) и Diapason d’Or (за запись произведений Листа), Midem Classical Award (за исполнение фортепианных концертов Мендельсона с Камератой Зальцбурга). Елизавета Леонская была удостоена высшей награды в Австрии, которая стала для нее вторым домом.

Во втором отделении концерта впервые с 21 ноября 1939 года прозвучала Симфония № 6 Дмитрия Шостаковича. Контрастное, местами оглушительно торжественное и философское сочинение называли «Симфонией без головы». Резкие переходы от глубокой скорби до кипучей жизнерадостности, сплетение диссонансных мельтешащих тем, раздражительная мелодика соседствуют с простодушным восторгом и задорными ритмами. Критики считали ближайшим аналогом к этому сочинению Шостаковича «Бесы» А.С.Пушкина. Как и в стихотворении, где каждый в смутных образах тьмы видит свои страхи, в музыке Шостаковича можно услышать те экзистенциальные смыслы, которые в нее подсознательно проецируют слушатели.  

Шестая симфония Шостаковича не настолько легендарна, как седьмая, об исполнении которой оркестром под руководством Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде недавно был снят сериал «Седьмая симфония». Но и в ней есть все то, за что ценят композитора, которого называли «музыкальным нервом ХХ века»: насыщенное звучание, глубина и динамичность.

Торжественное открытие сезона состоялось. В планах исполнение Пятой симфонии Шостаковича, открытие XXII фестиваля «Площадь Искусств», а также разножанровые концерты с известными солистами и коллективами.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии: Стас Левшин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения