Гоголевские «Мёртвые души» — это вторая постановка режиссёра Дениса Азарова в Театре Романа Виктюка (первая – «Пир» по произведениям ОБЭРИУтов), где он предлагает сконцентрироваться на личности Чичикова (Сергей Епишев). Каким было его детство? Где он работал? Была ли у него семья? И, наконец, зачем он скупал души?
Сценическое пространство (художник Николай Симонов) напоминает гибрид полустанка (название станции расположено на табличке, повешенной к зрителям задом наперёд — «г. NN»), временного портала, где периодически проносится дымящийся поезд и подземного перехода – любого подземного перехода вдали от блеска столиц. На стене незавершённые граффити и плохо затёртые матерные слова, мигает тусклый свет и по углам грязь, а надо всем этим до самого неба громоздятся огромные чёрные мусорные мешки. В этой подземке обитают бомжи, проститутки, алкаши, немощные старики и бабки в лохмотьях, — словом, представлен срез социального дна.
Среди этого "великолепия" начинает свои поиски следователь Порфирий Петрович (привет, Фёдор Михайлович!) в исполнении Ивана Степанова. Он отыскивает людей, которые были рядом с Чичиковым на протяжении его жизни и пытается выяснить, что за фигура был Павел Иванович. Аферист? Злодей? Сумасшедший? Следователь по-разному допрашивает людей в зависимости от их социального статуса — к кучеру Селифану (Степан Лапин) он не стесняется применить грубую физическую силу и освежить его память тумаками, одноклассника Чичикова (Иван Никульча) вежливо расспрашивает, таможеннику (Наиль Абдрахманов) грубит.
Чичиков у Епишева получился надменный, глядящий на всех свысока (тут ещё и рост играет на руку), решительный делец, отметающий даже незначительные преграды на пути к цели – у него нет времени на долгие разговоры, распитие чаёв или водки. Он жаждет как можно скорее заполучить в свой аккуратный портфельчик заветные документы о купле-продаже мёртвых душ. Яркий костюм с иголочки, начищенные до блеска туфли, распахнутая шуба – весь его облик стремителен и аккуратно сложен, как и его причёска – волосок к волоску. На контрасте с встречающимися ему людьми он выглядит самым адекватным, думающим и цельным человеком. Все его вопросы и ответы подчинены логике, он говорит чётко и без витиеватости, причину покупки душ не раскрывает, но готов идти на компромиссы и уступки при оформлении сделок. Но его напор и решительность лишь пугают и путают народ.
Народ – одно из основных действующих лиц, и помещики здесь только одни из многих его представителей. Это всё типичные выходцы из толпы, из общества – приторные мещане Маниловы (Иван Иванович, Олеся Быкодерова), расхаживающие в носках с сандалиями и восхищающиеся своим не особо умным сыном (Станислав Мотырёв), классический военный Собакевич (Дмитрий Жойдик), суетящаяся бабка Коробочка (Людмила Погорелова), мерзкий склочник и стукач Ноздрёв (Дмитрий Голубев), прижимистый Плюшкин (Дмитрий Бозин). По последнему персонажу режиссёр всё же даёт развёрнутое пояснение, почему тот превратился в ничтожного скупердяя, — гибель жены и младшей дочери, отчуждение единственного сына и старшей дочки. Они типичные представители массы людей, эти типажи были, есть и будут. Все они одеты на современный лад, и таких персонажей вполне можно увидеть на улицах бесчисленных городков NN.
В каждом таком населённом пункте и тогда, и сейчас можно наткнуться на такого же как-бы-чего-не-вышло губернатора (Александр Семёнов) с женой (Алёна Чубарова) и дочкой (Мария Дудник). В каждом селе Маниловка или Заманиловка можно попасть на местные празднования с характерными гуляниями и пьяными танцами под извечное «Зеленоглазое такси» и последующей массовой дракой. А уж сколько там можно встретить приятных дам (Анна Подсвирова) и дам, приятных во всех отношениях (Мария Казначеева) – и не сосчитать.
Азаров рисует на сцене мир тёмный, ущербный, без шанса на что-то светлое, но не лишённого загадки. Он тонко вплетает в гоголевскую историю сказки Афанасьева и русские народные былины и сказания. В эти моменты возникают видения из прошлой, но также и как бы настоящей и прошлой жизни. Музыканты в переходе напевают сказку о мёртвом друге или о Добрыне и Маринке, а перед ними девушку подруги собирают замуж и провожают её как в последний путь – раздевают, омывают, зачитывают над ней ритуальные слова, готовя к жизни в новом качестве.
Заговорами, приворотами и отворотами пронизана вся ткань постановки. Уборщица тихонько поёт что-то былинное, девки пытаются приворожить пригожего кучера Селифана и одновременно отвадить его от спиртного. Все эти народные средства и приметы в ходу и в современной жизни.
Неудивительно, что Павел Иванович выбирает для своих махинаций отдаленные села и городки, где люди проще и обмануть их легче. Следователь Порфирий Петрович и сам понимает, что быстрее добиться высокого социального статуса и незаконно разбогатеть можно именно в таких местах, но все его расследования не дают никакого результата. Хоть он путём допросов и набросал портрет личности Чичикова, но все помещики, а с ними и просто жители города, утверждают, что в глаза никакого Чичикова не видели и никаких сделок с ним не совершали. Как говорил классик, «народ безмолвствует». А птица-тройка, она же поезд, мчится дальше – от полустанка к полустанку. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Текст: Дарина Львова
Фотографии Вовы Яроцкого и Веры Трусовой