Молодежный театр на Фонтанке открывает 44-й театральный сезон.
О работе театра в новом сезоне рассказал художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России Семен Яковлевич Спивак.
Семен Яковлевич, расскажите о премьерах сезона. Что вы приготовили для зрителей?
- Во-первых, мы возвращаем на сцену два наших замечательных спектакля – это «Касатка» по произведению Алексея Толстого и «Жестокие игры» по драме Алексея Арбузова. Я думаю, что оба спектакля будут представлены как премьеры, потому что и в той, и в другой постановке значительно изменен весь актерский состав.
Во-вторых, уже в декабре этого года у нас запланирована премьера спектакля «Семья Иванова» по киносценарию Андрея Платонова. Режиссером выступит Юрий Цуркану.
Следующим спектаклем нового сезона, который в качестве режиссера подготовлю я, станет постановка «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького. На мой взгляд, она сейчас особенно актуальна – во времена, когда идет ужасающая материализация нашей жизни. Все большая материализация семейный отношений особенно тревожна, об этом мы и говорим в спектакле.
[caption id="attachment_166669" align="alignnone" width="1236"] "Жестокие игры"[/caption]Судя по отзывам зрителей, многие из них ждут возвращения «Касатки»…
- Именно поэтому мы решили вернуть ее в репертуар, только в обновленном виде. Вводим в спектакль новых артистов. Из прежнего состава останутся только Сергей Барковский, Татьяна Григорьева, Алексей Одинг. Сейчас над спектаклем ведется ежедневная работа, которую мы надеемся завершить в начале 2023-го года.
Запланированы ли в новом сезоне у Молодежного театра гастроли?
- Да, конечно. Мы принимаем участие в федеральной программе «Большие гастроли». Но если говорить честно, мы, как правило, не можем позволить себе долго отсутствовать в родном городе. Наши зрители не хотят расставаться с Молодежным театром. Многие, судя по откликам, видят в наших спектаклях друга, плечо, которое поддерживает и даже помогает жить.
И все же, в сентябре мы едем в Белгород. Там нашим спектаклем открывается Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину». Везем туда любимую петербуржцами постановку по рассказам Шукшина - «Обыкновенные чудики». В ней будет представлено молодое поколение артистов театра. Думаю, что белгородскому зрителю спектакль будет интересен.
[caption id="attachment_166671" align="alignnone" width="1236"] "Обыкновенные чудики"[/caption]С 21 октября в рамках программы «Большие гастроли» мы с тремя нашими спектаклями - «Обыкновенные чудики», «Пять вечеров» и легендарной постановкой «Жестокие игры» - отправимся в Ростов-на-Дону.
В 2023-м году в России пройдет празднование 200-летия со дня рождения А.Н.Островского. Расскажите, как планирует отметить эту дату Молодежный театр?
- Как в театре могут праздновать 200-летие Островского? Художник, работающий в театре, конечно же, может отпраздновать только спектаклями… Тем более, в Молодежном театре Александр Николаевич Островский всегда был в почете. Еще 20 лет тому назад мы поставили «Грозу». Сейчас у нас идут три спектакля по Островскому – «Любовные кружева» по «Женитьбе Белугина», «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь» по моей любимой пьесе Островского.
Недавно вы упоминали, что спектакль Молодежного театра «Я жду тебя любимый», премьера которого состоялась весной этого года, приглашен в Москву для участия в фестивале моноспектаклей «Solo». Можете рассказать подробнее?
- Летом мы узнали, что наш спектакль приглашен на фестиваль моноспектаклей, который пройдет с 1 по 10 октября в Москве. Видимо, он заинтересовал организаторов, и последовало приглашение. Думаю, это будет интересный опыт.
Судя по отзывам зрителей, которые уже успели увидеть спектакль, он вызывает у них большой интерес. Спектакль решен в новом формате, во втором действии театр приглашает зрителей обсудить с профессиональными психологами те события, которые происходили в первом, проходит дискуссия в формате ток-шоу с открытым микрофоном.
[caption id="attachment_166670" align="alignnone" width="1236"] "Я жду тебя, любимый"[/caption]Исходя из большого внимания зрителя к такому довольно необычному формату спектаклей, есть ли у вас задумки о новых экспериментах?
- Если считать это экспериментальным форматом, то он для нас не так нов. Как пример – наш спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», который игрался не в два действия, как была написана пьеса, а в три. После спектакля мы также организовывали его обсуждение со зрителями. Поэтому в этом мире, по большому счету, ничто не ново.
Что касается экспериментов, то я пока об этом не задумывался, но мы довольно часто встречаемся со своими зрителями, слышим их настроения. Долгое время у нас существовал проект «Спектакль месяца». Раз в месяц после одного из спектаклей участники постановки оставались на сцене и обсуждали спектакль со зрителями. В социальных сетях эти встречи заранее анонсировались. По опыту могу сказать, что оставался практически полный зал и общение длилось около полутора часов. Так как мы очень трепетно относимся к своим зрителям, в новом сезоне мы подумаем, как этот формат преобразовать.
Есть ли, на ваш взгляд, у нового 44-го театрального сезона, какая-либо черта, которая его будет отличать от предыдущих сезонов?
- В сегодняшней сложной жизненной ситуации важно заниматься людьми, общаться и взаимодействовать друг с другом. Поэтому одной из главных задач театра, как это всегда и было в любых обстоятельствах, остается поддержка нашего зрителя. Сейчас это особенно необходимо. Ведь самое ценное, что может быть в жизни – это когда сидят два человека, один берет другого за руку и говорит «Все наладится»... Всегда должны оставатьсмя вера и надежда на лучшее.
Одним из главных событий сезона станет проект «Петербург. Пространство Мольера». Расскажите, пожалуйста.
- Несмотря на попытки некоторых западных стран нивелировтаь значение русской культуры, классики, мы по-прежнему открыты миру. На мой взгляд, важно понимать, что культура и искусство интернациональны. И все великие писатели, музыканты – люди мира.
Именно поэтому наша любовь к великому французскому драматургу Мольеру остается неизменной. В год его 400-летия мы задумали фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», участниками которого станут 15 театров, 10 библиотек и 3 музея города. (С полной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте www.molierefest.ru, - Прим автора). Этот фестиваль мы проводим совместно с Театральной библиотекой при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза театральной деятельности РФ.
Стартует он 1 октября и продлится целый месяц. Это будет крупный марафон, посвященный жизни и творчеству Мольера, который покажет, насколько имя великого комедиографа популярно в Петербурге.
Насколько, по-вашему, на сегодняшний день важны подобные объединяющие фестивали?
- Вы знаете, на мой взгляд, культура и искусство созданы для того, чтобы объединять людей. Это очень важно в любые времена. Они призваны поддерживать и питать нашу духовную природу. Дух не обращает внимания на санкции, ограничения. Тем более, мы с вами живем в великом городе, который именуют Культурной столицей России.
Беседовала Марина Паноинте
Фотографии предоставлены Молодежным театром