Зрители в антракте: Тут "Бесы" лучше, чем в Ленсовета.
Режиссёр Фёдор Климов превратил огромный роман "Бесы" (28 часов в аудиоверсии) в камерный спектакль на пятерых парней. Это блестящая с точки зрения визуальной подачи работа, настроение романа передано с помощью декораций, похожих на деревья, среди которых плутают герои. Цветы борщевика, расположенные на сцене, ядовиты и быстро распространяются, как человеческая жестокость. "Бесов" всё-таки считают самым человеконенавистническим романом Достоевского. Актёры одеты так же, как молодые парни, которые едут напротив меня в метро, ждут вместе со мной запуска зрителей в Городской. У Федора Климова получилась постановка вневременная, актуальная для любого года и века в России. Молодые как всегда протестуют, хотят чего-то лучшего, а взрослые мирятся с предлагаемыми обстоятельствами. Все мы дети, пока не разучимся мечтать.
Герои этого спектакля - это "Заводной апельсин", банды Нью-Йорка, соль и перец, огонь, в котором сгорает всё живое. Весь спектакль я дрожала, потому что в воздухе чувствовалось колоссальное напряжение, насилие и секс. Эти ребята живут так, как будто смерти нет и весь мир подвластен им. Они вызывают ужас и привлекают одновременно. Образы получились энергетически наполненными, в резких угловатых движениях актёров проступает нечто от насекомых, и это повышает эмоциональный и сексуальный градус спектакля. Мандраж не отпускал меня несколько часов.
Николай Ставрогин (вечный Гамлет - Вячеслав Коробицин) - если вы попросите меня описать его, скажем, в семи словах, то я выбираю "отталкивающая нереалистичная совершенная красота, которая слепит глаза". В проёме двери Слава или за столом, Ставрогин - световой центр спектакля. Загадочный человек с тёмным прошлым, вольный и невольный убийца, оказывается при этом самой цельной личностью из всех героев. Он уже познал все соблазны и ничего не ищет, одинокий Бог. И мы помним, что Бог умер.
Степан Верховенский (Игорь Дудоладов) - печальный запутавшийся человек, который не может поладить с сыном и самим собой. Он ищет кто бы его утешил, но не находит, каждый занят лишь усмирением и приручением собственных демонов. Все мы одиноки и всю жизнь учимся с этим справляться. Для Верховенского ноша оказывается непосильной. В молодом актёре чувствуется боль и глубина переживаний вокруг поиска своего места в мире.
Пётр Верховенский (Дмитрий Хасанов) - нелюбящий и нелюбимый сын, импульсивный молодой человек с горячим сердцем, такие люди и совершают революции. Его монолог в форме рэп-речитатива и пронизанные эротикой движения в сторону Ставрогина вызвали восторг в нашем максимально включённом в спектакль углу. Кстати, я надеялась сходить на второй состав спектакля и увидеть в роли Петра Верховенского Никиту Касьяненко, свет моих очей ещё со времён уличной стрит-арт постановки Кирилла Люкевича "Человек в маске". Но оказалось, Никита не играет "Бесов". Мне нужно время чтобы принять эту информацию.
Иван Шатов (Михаил Титоренко) и Алексей Кириллов (Кирилл Стратий) эмоционально и убедительно сыграли свою двойную сцену в финале, она была наполнена болью, потерей и безумием. Вообще все актёры "Бесов" существуют на одной трагической ноте, их герои балансируют на грани между жизнью и смертью. "Это конец, мой единственный друг", поёт группа Doors перед поклонами, и выражает суть спектакля - "
Чтобы не заканчивать на минорной ноте, добавлю: давайте поддержим Городской театр. У меня самой ничего нет, кроме надежды, но я свято верю, что регулярный стаканчик латте перед спектаклем в кофейне театра - мой вклад в красоту и гармонию этого мира. Я люблю вас, ребята.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии Городского театра