Представьте, вы собираетесь в театр – государственный, не независимый. Пусть и камерная сцена, но сам МДТ! Ожидаете бархатный занавес, третий звонок, зрителей, чинно сидящих на стульях в ряд... Но вот администратор открывает дверь, а сцены нет - вы попадаете в уютную гостиную 20 века. Вам предлагают располагаться на любом комфортном месте по всему залу – вперемешку с актерами. А они подходят к вам и дружелюбно общаются. «Вы читали Добычина? Нет? Давайте я вам о нем расскажу!?».
Кто такой Леонид Добычин? Один из самых загадочных писателей начала 20 века, по мнению Бродского, наиболее интересный представитель драматургии первой половины 20 века, оставшийся в тени своих товарищей - Чуковского, Шварца, Каверина. Роман «Город Эн», который Добычин писал десять лет — история взросления в российской провинции. В той самой, где вроде бы ничего не происходит, а на самом деле происходит всё самое важное. Рассказ ведётся от первого лица, это такой поток сознания ребёнка, который познаёт мир, жадно считывает и подробно фиксирует всё окружающее его – предметы, запахи, людей, события. Мы узнаем про настенного ангела, резиновые пояса с пряжками «паж», открытки и шляпки с зелёными пёрышками. Такой детский, очень важный «музей вещей» есть в памяти у каждого из нас.
Много в «Городе Эн» упоминаний и отсылок к писателям и произведениям русской литературы: герой сравнивает себя и друга Сержа с Маниловым и Чичиковым, встречает даму-Чичиков. Даже название романа отсылает к вымышленному уездному городу, который фигурирует у Чехова, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других писателей. Причем город Эн для наивного ребенка – райское благостное место.
Модернистская форма романа, растерянность и слабость персонажа, отсутствие героических идей и нравоучений – всё это противопоставление соцреализму привело к травле писателя. А после литературной дискуссии в Союзе писателей в 1936 году, на которой он был обвинен в формализме, Добычин исчез, скорее всего, покончив жизнь самоубийством.
Постановка «Город Эн» (премьера состоялась 15 сентября 2021 года) - дебютная работа в МДТ Бориса Павловича, режиссера, педагога, автора инклюзивных проектов и великого гуманиста, который во всех спектаклях укутывает зрителей пеленой нежности и любви. Спектакль имеет и ценное просветительское значение – знакомство зрителя с незаслуженно забытым автором.
«Город Эн» частично автобиографичен, но ни один актёр не играет Добычина, они все – Артур Козин, Сергей Власов, Ирина Тычинина, Никита Сухарев, Надежда Некрасова, Уршула Малка, Евгений Шолков – скорее исследуют произведение, судьбу автора и неспешное течение жизни. Этому способствует и язык – лаконичный, безоценочный, лишенный рефлексии, по-детски наивный.
Актеры словно подхватывают речь ребенка и бережно передают ее друг другу. Возникает ощущение, что плывешь по спокойной реке на плоту и с любопытством всматриваешься по сторонам. Этому расслабленному, тёплому чувству способствует и обстановка – художник Ольга Павлович превращает пространство зала в уютную гостиную с деревянными стульями с гнутыми спинками, абажурами, маленькими светильниками на столиках с кружевными скатертями, комодом, старинным глобусом. Тонкая трепетная световая партитура - Стаса Свистуновича. Зрителей угощают чаем из самовара с баранками, подмигивают, тепло общаются, отпускают комментарии: «Так написано у Добычина!». Порой актеры говорят на разных концах пространства, и уследить и услышать всех сразу не удается – как на настоящем вечере в гостях у друзей. Доносятся отдельные обрывки фраз, порой лишь многоголосие, и оно сплетается с музыкой, когда актеры подыгрывают на духовых, в единое полотно (композитор Роман Столяр).
Постепенно сквозь личные истории героя начинают мерцать исторические события: юбилей Гоголя, смерть Толстого, зарождение кинематографа, революция, русско-японская война. «Вы слышали выстрелы? Это японцы напали!» - вздрагивают зрители и замирают на фразе «заветное слово - мир».
В какой-то момент уют и камерность рушатся. Актеры уносят столики и самовары, выносят декорации, задёргивают занавес и
дают нарочитое театрализованное представление, а на деле – демонстрацию травли Добычина. Но хрупкая надежда, на то, что искусство победит тьму, остаётся. В финале актёры, переодевшись в дорожные костюмы и сидя на чемоданах, делятся городскими байками – оказывается, все они видели в Петербурге тихого интеллигента в очках Добычина - кто у Дома книги, кто в часовом магазине. Хрупкий, ранимый Добычин-ребенок живет в каждом из нас, и только нам дано его оберегать всеми силами.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии МДТ