6 октября на экраны выходит чувственный, ностальгический фильм «Пассажиры ночи». Новая французская драма Микаэля Херса – возможность замедлиться и заметить красоту рассвета в Париже, развивающихся волос девушки, влюбленного взгляда юноши и ощутить теплоту, которую дает безусловная любовь близких. Великолепный актерский ансамбль: в главных ролях Шарлотта Генсбур и Эммануэль Беар, трогательный сценарий и расслабляющая музыка делают кино исключительно изысканным, наполненным психологическими и символическими смыслами и создают эффект волнующего воспоминания о лучших моментах детства, близости и взаимопонимания.
Шарлотта Генсбур в «Пассажирах ночи» - женственная, эмоциональная, естественная, ускользающая и хрупкая. Днем она – библиотекарь, ночью - радиоведущая, которую приглашают работать на радио за открытость и чутье. Отец в нее не верит, считая, что она ничего не умеет, муж ушел, взрослая дочь Джудит то соперничает, то насмехается, сын Матиас отдалился. И как ни странно, сблизиться со взрослыми детьми помогает свободная, яркая, антисоциальная, не соблюдающая нормы и правила юная наркоманка Талула (Ноэ Абита), знакомство с которой происходит на радиошоу.
Идея радиошоу возникла из реально существовавшего ночного шоу, частью которого были анонимные откровенные разговоры со слушателями. Подобные исповеди не столько альтернатива психотерапии, сколько возможность увидеть и услышать мир с изнанки. Руководит шоу властная, строгая, мужеподобная Ванда, роль которой сыграла Эммануэль Беар. Это очень неожиданный образ для романтичной и роковой блондинки, известной по фильмам «8 женщин», «Ледяное сердце», «Ад», «Очаровательная проказница» и «Французская женщина».
В фильме пленяют не только актерские работы, но и музыка. И Эммануэль, и Шарлотта – дочери французских шансонье – Ги Беара и Сержа Генсбура. Мелодичная, расслабляющая, фоновая музыка помогает зрителям замедлить темп, выйти из суеты и рассмотреть великолепные виды города, бытовые и прекрасные в своей простоте моменты жизни обычных людей. Тем явственнее на фоне общей релаксации звучит одна из самых известных французских песен – «Если б не было тебя» Джо Дассена во время самого теплого и нежного момента фильма – танца, объединившего всю семью в минуты их максимальной близости.
Эта песня – привет из восьмидесятых, когда и происходит действие фильма. Музыка, тихая и неторопливая манера общения, детали одежды, - все это создает очень душевный ностальгический эффект, под воздействием которого зритель может вспомнить свои самые приятные и счастливые моменты детства.
При этом нельзя сказать, что фильм исключительно добрый или слащавый. Наоборот, Микаэлю Херсу удалось создать картину на грани реализма и фантазии. С эстетикой городских пейзажей и портретов соседствует правда о потерявших надежду и смысл людях, не нашедших иного выхода для своей теневой стороны, кроме наркотического дурмана. Так, Талула – символ человека, бегущего от близости в сторону пустоты. В отличие от приютившей ее семьи, девушка не находит смысла в любви, доверии и помощи близким. Ее выбор – выбор пограничного пациента, бегущего от близости в одиночество, противопоставлен выбору героини Шарлотты Генсбур - Элизабет, преодолевшей и тяжелый развод, и рак. Постепенно она проживает сепарацию с выросшими детьми и учится выстраивать новые отношения с любимым мужчиной.
Кроме психологических смыслов в фильме есть символический контекст, который заключен в исторических и кинематографических аллегориях. Персонажи фильма часто ходят в кино. Отдельные фразы из диалогов актеров повторяются и служат своеобразным лейтмотивом. Талула с Матиасом снимаются в фильме в качестве статистов.
«Пассажиры ночи» был показан на Берлинском кинофестивале. Режиссер фильма Микаэль Херс и ранее получал награды на крупных фестивалях. Его фильм «Новая жизнь Аманды» был удостоен приза Laterna Magica на Венецианском кинофестивале в 2018 г., а картина «Монпарнас» получила приз на Каннском фестивале. И сам фильм, отдавая дань почтения, ведет своеобразный диалог с предыдущими кинокартинами - победителями фестивалей, которые были созданы такими режиссерами, как Эрик Ромер, Жак Риветт.
Микаэлю Херсу удалось создать фильм с такой динамикой, что можно неторопливо рассматривать детали и не оказаться под воздействием убийственной монотонности. Каждый из персонажей в отдельности имеет свой психологический портрет и историю, и все они гармонично сосуществуют друг с другом. Эта же гармония чувствуется и в отраженной через фильм жизни, где доброта и равнодушие, комфорт и дискомфорт, любовь и одиночество сосуществуют не исключая, а дополняя друг друга. И, что не менее важно, фильм рассказывает о победе жизни над смертью: какими бы мощными ни были разрушительные силы внутри человека, когда есть мотивация жить, он может победить и начать новую жизнь в любом возрасте.
Текст: Инна Зайцева