В НОЯБРЕ 2022 ГОДА ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
ВНОВЬ ПРЕДСТАВИТ ПРОГРАММУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Спектакли самых разных жанров – современный балет, драматические постановки и эксперимент – привезет этой осенью «Золотая Маска» в Санкт-Петербург. 2 и 3 ноября фестиваль откроет «Вечер современной хореографии» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко на Основной сцене Александринского театра. В его программе объединены постановки ведущих мировых хореографов – «Kaash» Акрама Хана, «Маленькая смерть» Иржи Килиана и номинант этого года «Autodance» Шарон Эяль, принесший балерине Оксане Кардаш Национальную театральную Премию за «Лучшую женскую роль в балете». Фестиваль продолжится после небольшого перерыва – 23 и 24 ноября на Основной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова будет показан спектакль «Костик» Московского театра им. А.С. Пушкина с Викторией Исаковой, Марией Смольниковой и Александром Матросовым в главных ролях. 25 и 26 ноября на Новой сцене Александринского театра можно будет увидеть недавнюю совместную работу театра «Практика» и Мастерской Брусникина – «В кольцах», спектакль творческого тандема режиссера Марины Брусникиной и сценографа Полины Бахтиной. Дилогия «Коромысли» и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» Новосибирской лаборатории современного искусства представит новое, но уже знакомое петербургскому зрителю имя – режиссера Полину Кардымон. Первая и вторая главы аудиального перформанса будут показаны 26 и 27 ноября на Малой сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова и станут завершающим событием фестиваля.
Программа Фестиваля «Золотая Маска» в городах России проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Генеральные партнеры – Благотворительный Фонд Михаила Прохорова и Сбер. С 2019 года проект в Санкт-Петербурге проходит при поддержке ПАО «Газпром». Второй год подряд партнером программы стала Группа «Илим».
Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая Маска» – российский театральный Фестиваль, каждый год представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.
«Золотая Маска» – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя фестивали в городах России. Делая доступными лучшие образцы современного театрального искусства зрителям в самых разных городах России, Фестиваль стремится к преодолению культурных барьеров внутри страны. За это время было проведено более 170 проектов в разных городах от Южно-Сахалинска и Хабаровска до Архангельска и Сочи.
Осенью 2022 года фестивали «Золотой Маски» запланированы 12 городах, в том числе в Улан-Удэ, Гусиноозерске, Красноярске, Лесосибирске, Норильске, Шатуре, Петрозаводске, Костомукше, Омске, Череповце, Костроме. Завершится программа в Санкт-Петербурге.
goldenmask.ru
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА
Министерство культуры Российской Федерации
АНО Фестиваль «Золотая Маска»
АФИША
2 и 3 ноября 19:00
Основная сцена «Национального драматического театра России (Александринского театра)»
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ВЕЧЕР СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ.
АКРАМ ХАН / ИРЖИ КИЛИАН / ШАРОН ЭЯЛЬ
16+
KAASH
Хореография: Акрам Хан
Сценография: Аниш Капур
Продолжительность 20 мин.
Спектакль вошел в Лонг-лист Фестиваля «Золотая Маска» 2022
Европейские и восточные традиции переплелись и в судьбе Акрама Хана. Он родился в Лондоне, куда его родители переселились из Бангладеш. Они определили сына-школьника на уроки катхак, чтобы не прерывалась связь с истоками рода. Многоликий современный танец у Акрама Хана породнился с древними регламентированными нормами катхак: кружения, дроби ног и замысловатые движения рук. По ним знатоки индийского классического танца могут «прочитывать» сказания об обитателях природного мира: тиграх и змеях, павлинах и более мелких пташках. Под электронные мелодии, шумы, скрежеты и неумолимые удары перкуссии разворачивается бессюжетная история. Гибкие пальцы исполнителей имитируют клювы и пасти, танцовщики взмывают в воздух и резко падают на колени, не щадя своих балетных ног. Хореограф сокрушается, что люди, ослепленные темными страстями, не только перестали понимать природу, но и потеряли интерес к тому, о чем она шепчет, и Kaash – отчасти высказывание на эту тему.
газета «Культура»
МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ
Концепция постановки, хореография, сценография: Иржи Килиан
Постановка: Элке Схеперс
Продолжительность 30 мин.
Премия «Золотая Маска» 2011 года: «Лучший спектакль в балете» («Маленькая смерть», «Шесть танцев»).
«Маленькая смерть» игнорирует жеманное изящество эпохи пудреных париков и атласных камзолов. За картонными муляжами фижм прячутся танцовщицы, облаченные во вневременные корсеты. Рапиры в руках танцовщиков то заменяют партнерш, гибко скользя по их обнаженным торсам, подобно сладострастным прелестницам, то деятельно участвуют в дуэтах, фрейдистскими символами проникая между телами танцующих. Шесть адажио, возникающих из медитативных массовых композиций, – любовная лирика самой высокой пробы. Мужские кисти лепестками порхают меж женских ног; голени партнерш смыкаются-размыкаются в томном лепете; тела вскрикивают, вздыхают и стонут – логика и выразительность килиановского текста столь совершенны в своей музыкальности, что придуманные движения кажутся естественными, как дыхание. При этом Иржи Килиан вовсе не акцентирует тему плотской любви: напротив, божественная гармония его хореографии приводит к тому, что очевидная сексуальность дуэтов вдруг утрачивает всякую телесность, а эротизм – свою однозначность.
газета «Коммерсант»
AUTODANCE
Автор: Шарон Эяль
Соавтор: Гай Бехар
Музыка: Ори Личтик
Продолжительность 25 мин.
Премия «Золотая Маска» 2022 года: «Лучшая женская роль в балете» (Оксана Кардаш). Номинация на Премию: «Лучший спектакль в балете».
Спектакль на 14 человек – самый многолюдный из виденных нами композиций израильтянки. Основа композиции – квадрат: шествие танцовщиков по освещенному периметру сцены открывает каждый эпизод бессюжетной композиции. Квадрат преобразуется в шеренги, линии, двоящиеся диагонали, ромбы; при этом интервалы между танцовщиками все время неуловимо меняются, и оттого любая геометрическая фигура кажется дышащей частью общего тела, живущего в постоянном драйве психоделической музыки Ори Личтика. Пульсирующий ритм, способный и продолбить кору головного мозга, и погрузить в гипнотический транс, объединил зал и сцену общей пуповиной, породив на поклонах настоящее аплодисментное ликование.
газета «Коммерсант»
23 и 24 ноября 19:00
Основная сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова
Московского драматического театра имени А.С. Пушкина
КОСТИК
по мотивам пьесы А.П. Чехова «Чайка»
Автор и режиссер: Дмитрий Крымов
Художник: Валентина Останькович
Спектакль был отобран в программу «Russian Case» Фестиваля «Золотая Маска» 2022 года.
В названии спектакля «Костик» зашифрован ключ к разгадке. Костик – это Константин Треплев, герой пьесы Чехова «Чайка», в которой драматург сталкивал представления о старом и новом искусстве. На этот раз в борьбу вступают блистательные артисты театра Пушкина: Виктория Исакова, Александр Матросов, Мария Смольникова. Спектакль обескураживает и ошеломляет и точно не оставит равнодушным.
газета «Экран и сцена»
«Костик» – спектакль безумно красивый, печальный и беспощадный. Бьющий электрошоком. В нем много злого, отталкивающего, грубого – а что поделать, «груба жизнь». Но в нем столько же тоски о красоте, о какой-то другой несбывшейся жизни, эхом которой тут становится французская эстрада. Надо видеть, с какой обреченностью герои слушают эти щемящие сладкие звуки шансона, так непохожего на наш – тот, который сочиняет поэт-песенник Тригорин (Александр Матросов в этой роли неузнаваем и неотразим) и исполняет Аркадина (совершенно неожиданная Виктория Исакова). И несчастны тут все – и те, кто на вершине пищевой цепочки, и те, кто у ее подножия.
журнал «Театр»
25 и 26 ноября, 19:00
Новая сцена «Национального драматического театра России (Александринского театра)»
Театр «Практика» и Мастерская Брусникина, Москва
В КОЛЬЦАХ
по повести Евгении Некрасовой «Несчастливая Москва»
Режиссер: Марина Брусникина
Художник: Полина Бахтина
Хореограф: Дина Хусейн
Продолжительность 2 ч.
18+
Спектакль вошел в Лонг-лист Фестиваля «Золотая Маска» 2022 года.
Марина Брусникина не в первый раз адаптирует для сцены совсем не театральные произведения; метод, вроде бы, один – ритмизация прозы, переложение текстового массива на актёрское многоголосье, но к каждому автору Брусникина подбирает свой «аудиовизуальный» ключ... Новая Москва звучит и выглядит по-другому; работу художника Полины Бахтиной не назовёшь иначе, как сценографическим подвигом. Некоренная москвичка Нина снимает ветхую однокомнатную «набекрень-хрущёвку»; из её окон впервые открывается захватывающий вид на апокалипсис.
Нехитрое, казалось бы, дело, вписать однушку в крошечное пространство «Практики»; но квартирка не простая, а волшебная; окна в ней способны стать телемониторами, стены дышат и оживают, каждый бытовая деталь способна обернуться не тем, чем кажется. Бахтина строит целый «городок в табакерке»; да и не городок, а мегаполис, вселенную; и Брусникина слагает хорал о прекрасном, и яростном, и ужасном, и трепетном мире. А то, что ограничивает его географию московскими маршрутами, так это для доходчивости. Страстной, Чистые, Новогиреево – так понятнее; но далее – везде.
интернет-портал Сoolconnections.ru
26 ноября 15:00 и 19:00
Малая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Лаборатория современного искусства, Новосибирск
КОРОМЫСЛИ
аудиальный перформанс
Режиссер: Полина Кардымон
Этнограф, консультант: Елизавета Тюгаева
Продолжительность: 40 минут
16+
Участник специальной программы Фестиваля «Золотая Маска» THEATRUM 2020 года.
В двухчастном спектакле Полины Кардымон «Коромысли» изучается феномен славянского фольклора. Исследование традиции предполагает погружение в практику и теорию архаической, еще дохристианской культуры. В спектакле так теория и практика и идут под руку, что делает спектакль особым, формой просвещения и посвящения. Общение с фольклористами (Елизавета Тюгаева), книги, прослушивание аудиозаписей из экспедиций. И, тем не менее, одно из важнейших заявлений актрис спектакля (Алина Юсупова, Наташа Серкова, Аня Замараева, Даша Воевода): «Я не фольклористка», «Мы не носители традиции». Зрителя просят не воспринимать тех, кто на сцене, как специалистов. С очевидностью, что на сцене и не актрисы, которые должны воспроизводить отрепетированный актерский рисунок. Фигуры на сцене являются личностями, они важны здесь как люди сами по себе, на которых «обрушивается» фольклорная традиция. Это словно бы всякий современный человек, который живет, не чувствуя у себя за спиной мощного архаического пласта, и который оказывается словно обнаженным перед мощью народной культуры, обожженным ею же. «Оказывается, это про меня». На сцене перформерки, «предоставляющие» свой личный телесный и эмоциональной аппарат для того, чтобы быть окруженными традицией. Осознать, что традиция живет не во внешнем мире, параллельно тебе, а внутри тебя как коллективное бессознательное.
журнал «Ваш Досуг»
27 ноября 15:00 и 19:00
Малая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Лаборатория современного искусства, Новосибирск
[СЫРА ЗЕМЛЯ] КОРОМЫСЛИ. ГЛАВА 2
аудиальный перформанс
Режиссер: Полина Кардымон
Продолжительность 45 мин.
18+
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2022 года: «Эксперимент».
Полина Кардымон во второй части аудиального перформанса «Коромысли» – [Сыра земля] снова обращается к корням. Если в первой части была явлена дистанция между нами сегодняшними и текстами песен наших предков, которые мы уже не всегда способны понять, то во второй, скорее, совершается попытка осмыслить опыт коллективности, вернуть человеку право на первобытные дикие чувства, требующие длительного интенсивного проживания. Четыре девушки (Алина Юсупова, Анна Замараева, Наташа Серкова, Даша Воевода) исполняют средневековые русские песни, сопровождавшие человека в процессе инициации (рождение, свадьба, смерть – три главных перехода). За их спинами – экран с титрами. Текстовые комментарии не только раскрывают перед зрителем личности перформеров (имеют ли они опыт утраты и как относятся к теме смерти), но и создают ритмическую структуру спектакля, позволяя выстраивать отношения с текстами обрядовых песен – оно может быть иронически отстраненным или, наоборот, подчеркивать схожесть с сегодняшними терапевтическими практиками; проследить изменение взгляда на тему смерти в обществе. Это лаконичная, скупая по средствам выразительности работа, построенная на глубоком исследовании эмоционального опыта человека, ненавязчиво предлагающая задуматься о том, какое место в нашей жизни, лишенной коллективности, занимает сопричастность и как она может проявляться.
«Петербургский театральный журнал», блог