Спустя три с половиной десятилетия сиквел фильма «Топ Ган», чье название стало нарицательным вне зависимости от языковой принадлежности аудитории, вышел на большие экраны и стал одной из самых кассовых картин мирового кинематографа. Последний киногерой Том Круз и его команда выпустили «Топ Ган: Мэверик», и история его производства столь же интересна, как и сюжет.
Феномен «Топ Гана» берет свое начало в 1986 году, когда состоялась премьера оригинального фильма, сценаристы которого, Джим Кэш и Джэк Эппс, вдохновились небольшой статьей из журнала «Калифорния», рассказывающей о военных летчиках. Незатейливая история о лучших американских курсантах в авиационном деле с бюджетом в 15 миллионов долларов собрала бокс-оффис почти в 400 и практически ежегодно переживала новые цифровые релизы, различающиеся форматом (от VHS до Blu-ray) и количеством дополнительных материалов.
Сюжет «Мэверика», как и первой части, прост донельзя – объединенные идеей служения и патриотизма молодые военные летчики оказываются в ситуации, требующей морального выбора и пилотирования класса А. Из оригинального состава в картину вернулись Том Круз и Вэл Килмер. Помимо ветеранов «Топ Гана» в картине снялись Джон Хэмм, Дженнифер Коннелли и Майлс Тэллер, а также целая когорта юных дарований, чей дальнейший путь в Голливуде зависит исключительно от правильно подобранного кастинг-агента.
Следует отметить, что для похода на «Мэверик» совсем необязательно смотреть ленты 86-го года, так как предыстория грамотно преподнесена сценаристами в виде флэшбеков и артикулированных воспоминаний, и акцент делается на характерных особенностях главного героя капитана Мэверика, а не на отдельных фактах его биографии.
Любовь, дружба и моральный выбор на протяжении почти двух с половиной часов перемежаются с головокружительными полетами истребителей, снятыми на IMAX-камеры. Даже если вы не испытываете восторга от авиации, то никаких шансов на то, что «Мэверик» оставит вас равнодушным, все равно нет. Все полеты (кроме самых исключительно невероятных приключений в стратосфере) в фильме сняты, как это и следовало ожидать от главы франшизы «Миссия невыполнима» и его штатного режиссера Джозефа Косински, исключительно «вживую».
Начинающий актер в начале 80-х и настоящий мэтр кинематографа в наше время Том Круз впервые высказался о сиквеле в далеком 2010-м году. Затем, изначально запланированный к премьере в 2019 году, «Мэверик» из-за пандемии пролежал на полке два года. Трудно сказать, насколько менялась сценарная основа ленты за время подготовительного периода, но Питер Крэйрг, сценарист «Города воров» и «Бэтмена» Мэтта Ривза, предлагает зрителю историю о молодости и храбрости, ненавязчиво вплетая в сюжетную канву практически онтологический вопрос о сущности современного кино. Выбор между киномодерном и киноархаикой, технологиями и сценарной основой выступает в «Мэверике» дополнительным мотивом происходящего, прямо намекая на то, что исполнителю главной роли уже практически 60 лет, стриминг довлеет на широким прокатом, а кинофраншизы по комиксам не имеют конца.
«Ты себя изжил», - говорит один из героев картины. «Но это мое призвание!», - отвечает ему плачущий Мэверик. Конечно, подобные сценарные ходы выглядят рискованно, но «Мэверик» собрал в прокате более полутора миллиарда долларов, и все-таки сместил из топа кассовых фильмов кинокомиксы, доказав, что «призвание» важнее маркетинговых ходов.
После выхода первого «Топ Гана» в США запись добровольцев на прохождение службы в школах военно-морской авиации возросла на 500%. Что категорически перечеркнуло противоречивые отзывы критиков, варьировавшиеся в диапазоне от «a teenage sex-fantasy film» до «the greatest movie ever made». Второй фильм стал кинофеноменом, с одной стороны презрев законы кинорынка 21 века и отказавшись от стриминга (за показ картины боролись Netflix, Apple TV+ и HBO Max) и пакетной рекламы. С другой – выбрав в качестве фонового изображения небесные просторы, а не зеленый экран.
Конечно, «Мэверик» не обошелся без недостатков – песне Леди Гаги "Hold My Hand" не удалось достичь высот "Take My Breath Away" от Berlin. Но это сущая мелочь, ведь «Мэверик» выполняет куда более важную миссию, чем повышение радиоротаций. Миссию, которая уже не первый год кажется невыполнимой – привлечь зрителя искренностью, простотой и святой верой в кинематограф как сбывшуюся мечту. «Я полагаю, что это просто фантастика. Я смотрел фильм в кинотеатре и это тот самый настоящий кинематограф, который, я уж думал, мне больше не доведется увидеть», - так высказался о «Мэверике» сам Квентин Тарантино. И уж кому верить, если не ему?
Текст: Евгения Савкина
Фотографии kinopoisk