27 августа Театр Дождей откроет 34-й сезон спектаклем «Странная миссис Сэвидж», который пройдет на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке (наб. р. Фонтанки, 114). 28 августа на Малой сцене будет показан легендарный спектакль «Продавец дождя», и судя по жаркой погоде конца лета, именно волшебство этой постановки так необходимо сейчас перегретому городу. Спектакли на камерной сцене Театра Дождей (Фонтанка, 130) начнутся в сентябре.
[caption id="attachment_166391" align="alignnone" width="1174"] Наталья Никитина[/caption]Новый сезон обещает быть насыщенным. О планах театра мы поговорили с художественным руководителем Театра Дождей Натальей Васильевной Никитиной.
Расскажите, пожалуйста, о предстоящей премьере в Театре Дождей. Когда и как у вас возникла идея поставить «Самоубийцу»?
Идея поставить «Самоубийцу» Эрдмана со мной уже очень много лет. Пьеса долго была под запретом, но во второй половине 1980-х годов стала очень популярной. Пьеса удивляла, поражала, в первую очередь своей политической смелостью. Такие фразы, как «Я Маркса прочел, он мне не понравился. Я в Кремль позвоню и кого-нибудь там обругаю!» вызывали бурный восторг в зрительном зале.
[caption id="attachment_166384" align="alignnone" width="1280"] Фотография с репетиции спектакля "Самоубийца". Александр Маков, Александр Шведов, Роман Федоров[/caption]Я несколько раз возвращалась к этой пьесе, но понимала, что ее время еще не пришло. А вот сейчас, мне кажется, она зазвучит совершенно по-другому, – уже не политически, а философски. Ради чего человек живет на этом свете, какова его система ценностей, ради чего не страшно и умереть – вот эти смыслы сейчас выходят на первый план. Вопрос стоит о смысле жизни простого обывателя – человека, у которого нет веры ни во что, нет ясно выраженной, ощутимой им цели в жизни. И вот когда смерть оказывается совсем близко, человека охватывают растерянность, страх – и возникают вечные вопросы!
Пьеса Эрдмана не отвечает на вопросы, но очень много вопросов задает. Для меня, наверное, это первый спектакль, в котором нет «моего» героя. Мне всегда нужен герой, на которого хотелось бы равняться. Пусть ты не такой, но ты таким хотел бы быть. В этой пьесе нет такого героя. Это, по сути, сатира. Но есть монолог о Душе, и этот монолог для меня и есть основа спектакля.
[caption id="attachment_166385" align="alignnone" width="1280"] Фотография с репетиции спектакля "Самоубийца". Александр Маков, Иван Кожевников[/caption]Когда ждать премьеру спектакля «Самоубийца»?
Очень надеюсь, что премьера состоится в ноябре, но мы живем в таком мире, где мы полагаем, а Бог располагает.
Продолжается ли работа над другими постановками?
Когда идет спектакль на выпуск, два спектакля – это не для меня. Можно провалиться между стульями. Поэтому сейчас задача – выпустить «Самоубийцу», а потом я продолжу работу над пьесами «Таланты и поклонники» А. Н. Островского и «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова. Потому что «Таланты и поклонники» сверхактуальна сейчас, в ней стоит самый сложный вопрос: можно ли поступаться своими человеческими принципами, можно ли таланту продаваться ради самореализации?
Этот сезон богат на события, так как целых три программных спектакля отметят свои юбилеи. «Дикому» исполнится 15 лет, «Поминальной молитве» – 20 лет. А «Дом, который построил Свифт» отпразднует свой 35-й юбилей! Остановимся подробнее на каждой из этих постановок.
Почему спектакли так долго живут? Потому что хорошая, настоящая драматургия не зависит от времени, она в каждом времени поворачивается своей новой, очень важной стороной.
«Дом, который построил Свифт» – второй мой спектакль, выпущенный еще в театре Суббота в 1988 году и до сих пор не перестающий быть актуальным. Это своего рода мистерия. Мы успели показать «Свифта» Григорию Израилевичу Горину буквально за три недели до его ухода. После спектакля он сказал: «Это моя любимая пьеса. Я впервые ее увидел поставленной, как она написана».
После той встречи, того разговора, я там же в Москве взялась перечитывать «Поминальную молитву» и поняла, что буду ее ставить. А вот выпустили мы спектакль уже после смерти Григория Израилевича. Это, конечно, великая пьеса. Материал мне близкий и любимый. Надо ставить пьесу, когда ты ее очень любишь и хочешь этой любовью поделиться с другими людьми. В первую очередь с актерами – и через актеров уже со зрителями. Делиться именно своей любовью, уважением к героям, к миру, к жизни. Мне кажется, это основополагающая вещь. Если ты по-настоящему любишь материал, то хочешь им как бы заразить всех. Это была настолько единая, общая работа, где не имело значения, играет человек главную роль, или он в народе, или в танцах. Была любовь к спектаклю. И до сих пор в театре сохраняется любовь к спектаклю, а не к себе в спектакле. Поэтому, мне кажется, он так воздействует на зрителя. Моя двоюродная сестра, очень верующая женщина, однажды после «Поминальной молитвы» сказала: «Так хорошо на душе, как бывает только после церкви». Потом подумала и добавила: «Нет, даже после церкви так хорошо не было. Так светло, так чисто». Вот, наверное, это самое-самое главное. Человек должен верить, что он способен на высокие поступки, на высокие чувства. Спектакль дает возможность людям увидеть это в себе, поверить в это и помогает пережить самые трудные периоды жизни, когда не понимаешь, за что зацепиться, во что верить. Это спектакль о настоящей, большой любви, которая выше всего: национальностей, религий, богатства, комфорта, успеха и т. д.
[caption id="attachment_166387" align="alignnone" width="1280"] Спектакль "Поминальная молитва"[/caption]В свое время я говорила, что «Тряпичная кукла» – это детский вариант «Свифта», а «Дикий» – детский вариант «Поминальной молитвы». «Дикий» – удивительная пьеса, ведь она очень российско-советская по ментальности. Инаковость, идентификация себя и принятие себя не таким, как все, в мире, где совсем другая система ценностей. Где твоя система ценностей просто непонятна. Когда в мире птичьего двора ты ущербен, а в мире лебедей свой. И как при этом не смотреть сверху вниз на тех, кто живет по законам птичьего двора. Это спектакль не только и не столько для детей, сколько для родителей. Он помогает принять своего ребенка, если он особенный, принять таким, какой он есть, любить его, не ломать. И принять самого себя. Не случайно столько замечательных отзывов на этот спектакль. Я знаю много историй, когда люди просто приходят на «Дикого» как на своего рода психотерапию. Он востребован и любим.
[caption id="attachment_166388" align="alignnone" width="1280"] Спектакль "Дикий"[/caption]Насколько известно, в этом сезоне юбилей отметит еще и спектакль «Белые флаги»?
«Белым флагам» исполняется десять лет. Я очень благодарна Илье Божко, который пришел с этой идеей, принес инсценировку (это огромная работа), и музыку подобрал, и сценографию потрясающую придумал. Изначально я не была заражена материалом, как Ильюша. Но вот десять лет прошло – и с каждым годом я все больше и больше люблю этот спектакль. Он действительно очень мужской. На мой взгляд, это очень важный материал, особенно сейчас. Когда я слышу о том, что в Грузии сейчас антироссийские настроения, я не могу в это поверить. Во-первых, я уверена, что ни один нормальный человек не может ненавидеть другого человека по национальному признаку. Во-вторых, для меня Грузия всегда будет прекрасна, гостеприимна, доброжелательна. Конечно, в любой национальности есть хорошие и плохие люди, но у меня своя Грузия – это Серго Закариадзе в фильме «Отец солдата», «Мимино», «Не горюй», любимые с детства грузинские короткометражки, и это Нодар Думбадзе с его «Белыми флагами». «Огромный белый флаг – символ всеобщего мира, любви и добра должен развеваться на вершине Джомолунгмы...». Мне кажется, сейчас это очень-очень актуально.
[caption id="attachment_166389" align="alignnone" width="1280"] Спектакль "Белые флаги"[/caption]Наталья Васильевна, есть ли у вас надежды и пожелания, касательно будущего театра?
Мне очень хотелось бы как можно быстрее войти в новое здание театра. Наш зритель уже давно не помещается в наш зал и заслуживает лучших условий!
Беседу вела Александра Питомцева. Фото предоставлены пресс-службой Театра Дождей.