С 2018 года в Невидимом театре играют спектакль Семёна Серзина «Как хорошо мы плохо жили» по дневникам и стихам Бориса Рыжего. Премьера состоялась 7 мая - в годовщину смерти екатеринбургского поэта.
«Скучно, друзья. Низы привыкли,
а верхи — научились».
(Борис Рыжий)
Борис Рыжий, юность которого пришлась на разлом эпох и безвременье 90-х, трагически ушёл из жизни в 26 лет. За девять лет творчества поэт написал свыше тысячи стихов. Рассказывать о его бунтарской натуре, о жизни, вмещающей историю потерянного поколения, полной дворовой романтики, растерянности и надежды, голодной и счастливой, со сцены было бы притворно и искусственно. Поэтому постановку ещё называют «дворник» - в любую погоду с апреля по октябрь она проходит во дворе. 29 июня «Как хорошо мы плохо жили» впервые играли в собственном дворе Невидимого театра на Кожевенной 34 (не так давно театр получил свою площадку).
Перед началом спектакля актеры угощают всех желающих стаканчиком «Юппи» (помните этот напиток?), курят, общаются и обаятельно напевают песни «Пропаганды», «Жуков» и «Руки вверх». Одеты они в узнаваемые костюмы эпохи «лихих 90-х» - кожанки, плащи, поношенные свитера, треники с вытянутыми коленками. Вокруг обшарпанные стены с граффити, лестница, приставленная к покосившейся пристройке (на неё будут взбираться актёры по ходу действия), шумит молодёжь в Севкабеле. А над головами — небо. К нему часто обращается Борис Рыжий в своих произведениях.
«И только небо, может быть,
Смотрело пристально и нежно
На относящихся небрежно
К прекрасному глаголу – жить!»
Голос поэта деликатно передается от Семена Серзина Алёне Митюшкиной, Мише Касапову, Илье Борисову, Евгению Серзину. Возникают друзья - «бандиты и поэты», хулиганы, наркоманы и алкаши. Рыжий в интервью не раз признавался, что большая часть жильцов в его доме — бывшие заключенные, которых он очень любил.
Порой зрители становятся участниками действа: то на чьи-то коленки приземлится поэт Дмитрий Рябоконь (Володя Карпов), только что беспощадно облитый ледяной водой из ведра, то пригласит на танец неотразимый Лёша Ведерников с букетом алых роз. Много в спектакле воспоминаний о детстве — о рыбалке Бореньки с отцом, о забавных хулиганствах, о дружбе и преданности — и все это пронизано теплом, щемящей тоской и растерянностью.
"Куда теперь девать весь этот хлам, всё это детство с муками и кровью из носу, чёрт-те знает чьё лицо с надломленною бровью, вонзённое в перила лезвиё, всё это обделённое любовью, всё это одиночество моё?"
Тонко чувствующий своё поколение, несправедливость и обреченность, ранимый, живущий словно без кожи, Рыжий был поэтом универсальным, его язык понятен как интеллигенту, так и простому работяге.
Заканчивается спектакль песней «Молодость», написанной Евгением Серзиным. Она про сейчас. Как и сам спектакль «Как хорошо мы плохо жили» на самом деле о нас. О беспокойной и свободной молодости, беззащитности и открытости миру, о том, как быть честным и оставаться верным себе всегда, даже в новой реальности, даже когда «время треснуло», о желании творить, даже когда тебе обрезают крылья.
«Я в детстве думал - вырастет со мной и поумнеет мир мой дорогой...»
Текст: Наталья Стародубцева
Фото: Анна Семушина