3 июля бенефисным спектаклем «Графоман» заслуженная артистка России Маргарита Бычкова отметит 30-летие творческой деятельности в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской.
Маргарита Бычкова – заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, режиссер, педагог сценического мастерства у будущих кинорежиссеров, неоднократный лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Спектакли в ее постановке («Театр», «Три дуры, три дороги, три души», «Про Любовь») – лауреаты и участники российских и международных фестивалей «Монокль», « АртОкраина», «У Троицы».
Окончив Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства в 1990 году, Маргарита поступила на сцену ТЮЗа, а с 1992 г. вошла в труппу театра им. В. Ф. Комиссаржевской. За 30 лет здесь она сыграла более тридцати разноплановых ролей. Работала с такими режиссерами, как Владимир Воробьев, Александр Морфов, Юлиан Панич, Вениамин Смехов, Григорий Дитятковский, Александр Баргман, Леонид Алимов и др.. Яркое художественное воображение актрисы дают работающему с ней режиссеру ощущение свободы, в которой зарождаются и оказываются воплощенными самые дерзкие идеи. Ее взрывной характер несет обворожительную вихревую энергию, в которую радостно вовлекаются сценические партнеры даже на мизерном клочке сценического времени. Маргарита обладает пластической выразительностью, за счет которой даже бессловесные роли становятся главными. Страстная фанатичная любовь к профессии, ответственность в работе делают Бычкову отличным партнером, живущим по законам «команды». На счету – десятки разноплановых ролей режиссеров разных возрастов, школ и направлений, в их числе – смелые экспериментальные работы. В каждом спектакле М. Бычкова – активный соавтор, рефлексирующий на любое, самое нереальное предложение постановщика. Актриса владеет редким и самым трудным жанром трагической эксцентрики. Страстная любовь к профессии, ответственность в работе делают из нее отличного партнера и соавтора режиссера. В каждой новой роли талант раскрывается новыми гранями. Большой актерский диапазон М. Бычковой позволяет режиссерам и самой актрисе раскачивать ее талант в сторону любого жанра.
В 2019 г. Указом Президента Российской Федерации Маргарита Бычкова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. И эта медаль – чудесное, но далеко не единственное подтверждение ее заслуг перед театром, ее погружения в театр, ее жертвенности и терпения.
Актриса давно и успешно снимается в кино, ее фильмография насчитывает 132 картины (по данным кино.театр.ру). Большая популярность пришла к ней после съемок в фильмах А. Рогожкина «Блокпост» и С. Снежкина «Брежнев». Многим запомнились ее яркие работы в фильмах «Белая гвардия», «Похороните меня за плинтусом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», Zолушка», «Человек у окна», «Подлинная история поручика Ржевского», «Ленинград 46», «Вольная грамота» и др.
Маргарита – мастер спорта СССР по художественной гимнастике, а это значит, что терпение и «длинное дыхание» было воспитано в девочке с раннего детства. И еще – умение побеждать. Умение трудиться бесконечно, много, на преодоление себя, своих сил и возможностей. Вероятно, поэтому она стала впоследствии и режиссером, и педагогом. В чем-то она переросла актерскую профессию и захотела делиться не только творчеством, но и умением это творчество осмыслять.
«…в какой-то момент ты перерастаешь себя в актерской профессии. А еще пришло время, когда хочется выбирать. В первую очередь, выбирать людей, с которыми тебе интересно, а им интересно с тобой. Из этого и рождается творчество. Хотя, конечно, я не покину актерство! Без сцены я просто зачахну. Накопив за эти годы столько опыта, театрального и личного, пережив столько сложного и прекрасного, хочется многое рассказать. Хочется играть. Играть немного, но сильно.
В мае в театре должны были отметить 30-летие творческой деятельности в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской заслуженной артистки России МАРГАРИТЫ БЫЧКОВОЙ. Но… За несколько дней до даты актриса, привычно взлетая над землей, за что-то зацепилась и сломала ногу… И чтобы вы думали? Она овладела искусством верховой езды на коляске и, с ловкостью жокея, летала на ней в разные концы города – на занятия со студентами, на репетиции спектаклей, на вечерние представления, даже на киносъемки и юбилеи коллег. Чего ей это стоило – не знает никто. Но она продолжала устраивать праздники и фейерверки своим искусством, своим творчеством.
Врачи качали головами, но сделать с Самой невероятной, с Самой фееричной и творческой актрисой ничего не смогли…
«…люди с простым детством не идут в актеры! Это профессия для тех, кто еще в детстве вышел из зоны комфорта, и от этого у него родилось острое желание рассказывать о судьбах других людей. Иногда подсознательное, неосознанное. Это очень жесткая профессия. Поэтому я учу, как принято говорить, «на вылет»: если это не твое, лучше уйти из вуза как можно раньше» (из интервью с актрисой).
Рита-Рита-Рита-Маргарита – мотор, энергия, сила и мощь, талант и сияние! Удивительная, неподражаемая, расплескивающая лучи творчества и любви, мечом Немизиды обрушивающаяся на тех, кто не считает театр главным делом жизни…Сколько любви в радуге ее эмоций, сколько граней и модуляций – в океане редчайшего таланта, сколько душевных проявлений и мастерства – в каждой роли!
Новый мощный виток открытия актрисы произошел в спектакле А.Морфова «Сон в летнюю ночь», где М.Бычкова впервые сыграла дуэт с петербургским «чаплиным» - Сергеем Бызгу, найдя, по сути, своего «второго клоуна», своего идеального партнера. Природа искрометного юмора и, одновременно, невероятная трагическая глубина этих актеров закрепили их спаянность и партнерство уже в спектаклях «Мыльные ангелы» (режиссер А.Морфов»), «Трепет моего сердца» (режиссер А.Баргман). Маргарита Бычкова, как абсолютный камертон, чувствует партнера, природу спектакля и умеет слышать режиссера.
В спектакле «Безымянная звезда» (постановка В.Фильштинского) ярко проявилась комическая сторона ее многогранного таланта: в роли мадемуазель Куку ее «знойная Эсмеральда – существо нежной душевной организации. Она вся – в порывах, восторгах и трепетаниях». Иная комическая фигура - феерическая Мачеха в «Двенадцати месяцах» с огромной бородавкой, которую актриса придумала себе сама. Дети с удовольствием включаются в игру, которую задает своим персонажем М. Бычкова. В спектакле «Мизантроп» Г.Дитятковского в рамках заданного жанра М.Бычкова создает ошеломительный комический эффект: «Арсиноя, подруга Селимены, в исполнении Маргариты Бычковой говорит низким грудным голосом с интонациями Фаины Раневской, мгновенно «берет» зал и каждой фразой срывает аплодисменты» (М.Кингисепп. Изящество мизантропии//Инфоскоп).
Но подлинно трагический образ вырастает в спектакле «Шизгара» (2013) из бывшей «зечки» Зины. Совсем другая сторона, а может быть, и подсмотренная М. Бычковой душевная история – в спектакле «Прикинь, что ты – Бог». Почти без слов, только взглядом и телом, движением и жестами рассказывает актриса о настоящей драме стареющей женщины… Тело – как продолжение актрисы, жест – как невысказанное слово. В спектакле «Анна в тропиках» Маргарита сыграла …выдуманного персонажа, которого нет в пьесе – Старую кубинку. Кто и как выдумывал эту роль – оставим под покровом тайны театра, но, по словам первых зрителей, её образ – это «олицетворение всей этой маленькой табачной фабрики, уходящего времени, которое не остановить; времени, в котором главным был Человек, а не его машины...»
Сергей Бызгу, заслуженный артист России: Рита – уникальная актриса. Я до сих пор искренне плачу в гримерке, когда слушаю ее монолог в «Графомане». Ее энергия и запал создают ощущение, что она отмечает не 30, а один год деятельности в театре - у некоторых людей с годами это уходит, а в ней огонь остается. С другой стороны, кажется, что она служит в театре уже миллион лет, настолько она болеет за него, настолько любит. И я любуюсь ею - щедрой, преданной театру и живущей им до конца, до предела» .
3 ИЮЛЯ – БЕНЕФИС АКТРИСЫ В СПЕКТАКЛЕ «ГРАФОМАН
В ЧЕСТЬ ЕЕ ТВОРЧЕСКОГО ЮБИЛЕЯ:
В «Графомане» Александра Баргмана по произведениям Александра Володина она создает, как пишут в критических рецензиях, «настоящую володинскую женщину»: «…и возникает Маргарита Бычкова с бигудями под капроновой косынкой. Не теряя своей эксцентрической природы, тихо-тихо перебирая полы кофточки грубыми руками своей героини Тани из шахтерского поселка, она тоненько-тоненько, тихо-тихо играет драму. Я вижу, как клоунесса Бычкова специально сутулит спину и сводит внутрь плечи, но под этим — обезоруживающий драматизм: «Нет любви, нет. Я долго верила. Я только недавно перестала верить» (Е.Гриневецкий. Против оголтелой прозы//Петербургский театральный журнал).
«Тебе знакома до боли, до дрожи, безответная, терпеливая Таня из шахтерского городка, вон, сколько их, таких добрых незлобивых женщин потянулось сегодня к нам с юго-востока Украины. Эта женщина перестала верить в любовь. Она старалась быть правильной, работала, ухаживала за пьющим мужем и его детьми. Но что получила взамен? Ничего, кроме унижения и закабаленности бытом. Выпадал ей шанс — встретила достойного мужчину, но застеснялась, испугалась быть рядом, а вдруг не оправдает надежд? Лучше уж так, без любви, без счастья…» (Е.Добрякова. Графоман// Журнал 33, 6 миллиона)
А может быть, она и есть та истинная володинская женщина, которая «и коня – на скаку, и в горящую избу», а вечером, тихонько положив натруженные руки на вышитую скатерть, мечтает о том, сильном, решающим все-все проблемы, идеальном – любимом….
Сегодня актрису можно увидеть в спектаклях: «Анна в тропиках», «Безымянная звезда», «Графоман», «Двенадцать месяцев», «Дуэль», «Мизантроп», «Мыльные ангелы», «Прикинь, что ты – Бог», «Трепет моего сердца», «Шизгара».
Режиссерские работы в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской: «Три дуры, три дороги, три души (3d)», «Про Любовь», «Театр».
Ученики Маргариты Бычковой: стажёры театра Вадим Лунгу, Василий Гетманов, София Большакова, Семён Авралёв.
Маргарита Бычкова: «…когда существует у тебя Дом, многое получается. А театр им.В.Ф.Комиссаржевской – мой дом: и цеха, и актеры, и художественный руководитель Виктор Абрамович Новиков, который, с одной стороны, нам позволяет все (быть успешными в профессии, сниматься в кино, заниматься другими проектами), но при этом держит нас в железной дисциплине. И мы знаем, что и официальное, и единственное, и любимое наше место работы – это театр им.В.Ф.Комиссаржевской"
ПАРТНЕРЫ, УЧЕНИКИ, ДРУЗЬЯ:
Актриса Оксана Базилевич: Рита очень предана профессии. Ради профессии она готова на всё, а в нашей профессии это не так часто встречается, когда человек настолько отдается делу, настолько верует в необходимость этого... И последние события, когда она сломала ногу, это показали: она могла спокойно «болеть» дома или на даче, но нет: с костылями, с какими-то подставочками она приезжала, играла спектакли. Даже я, ее ближайшая подруга, говорила: «Рита, может не надо, может, надо поберечь ногу?» - «Нет, я так не могу», - отвечала мне она. Вообще многие актеры, многие люди любят подвиги, а Рита их совершает… В Рите удивительно то, что она умеет и способна удивлять!
Актер Александр Анисимов: Рита меня поражает, она несет свой крест и верит, не изменяя призванию. У нее - богатство возможностей, глубочайшее погружение в работу. Личность она сильнейшая и хочет добиться такого же результата от своих актеров, когда репетирует в качестве режиссера. Мне кажется, есть такая творческая воля, которая соединяет все ее «делания», ей мало чего-то одного уже - и актерство, и режиссура, она же и педагог, и кино – мне кажется, в ней всё созвучно и дополняет одно другим.
Актер и ученик М.Бычковой Семён Авралёв: В первую очередь, Маргарита Геннадьевна для меня – вторая мама, потому что она все 4 года и до сих пор она продолжает заботиться обо мне, обо всех нас, кого она выпустила. Она является целеустремленным человеком, которому неважны никакие препятствия: своей энергией, своей силой она всё сметает на своем пути - и это здорово!
Маргарита Геннадьевна никогда не обманывала нас, уча одному, а вполсилы играя или «наигрывая» на сцене. Она отдается образу и погружается в спектакль полностью. И дело не только в том, что на нее смотрят не только зрители, но и ученики. Это в ее природе, во внутренней дисциплине и отношении к профессии. Ее всегда видно и слышно – в любой мизансцене, в любом уголке, куда бы ее ни запихнули, а этого очень сложно добиться на большой сцене При всей ее силе, внешности, мощнейшем характере - она умудряется быть во многих ролях очень утонченной и очень хрупкой женщиной. И это для меня невероятно и удивительно.
Директор театра Вадим Зайцев: В любом театре, наверное, должен быть человек, который не дает всем жить спокойно, устраивает ураган, тайфун, землетрясение. Этому человеку всё время до всего есть дело, он готов не спать ночами, но заставить «карусель крутиться». Он вдохновляет своим примером. Он не терпит «абы» и «авось», он не позволяет рядом с собой халтуры и лени. С таким сложно, но очень интересно! Все, кто служит в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, сразу скажут, что это – про Маргариту Бычкову.
Художественный руководитель театра Виктор Новиков: В ней есть удивительное человеческое и актерское качество, без которого она прожить не может: в каждую секунду она должна быть честна перед собой и окружающими. И по ощущению моему, она очень любит своих друзей. Если кому-то становится плохо, она бросается на амбразуру, и делает все для того, чтобы было хорошо. Именно сейчас, именно в эту секунду она думает и делает так…
Режиссер Сергей Снежкин: Маргарита – персонаж преодолевающий. Причем, барьеры ее становятся всё выше и сильнее, и она неуклонно следует предназначению. Это вызывает мою любовь и уважение. Она тонкая, трепещущая драматическая актриса, и в то же время она способна держать жанр, это же просто воск в руках режиссёра, это счастье!
Актер Богдан Гудыменко: Рита Бычкова – это отчаянный человек, который по-настоящему любит театр. А для меня понятие слова «любить» - это жертвовать. Она жертвует собой полностью и до конца. В ее актерском арсенале - какое-то широкое существование – очень широкое, отчасти гротескное, но при этом максимально искреннее, приближенное к клоунаде. И это, наверное, высочайшее мастерство. У нее есть чему поучиться – это точно. Если одним словом – Рита Бычкова – это страсть!