Посидеть в пустом зале Большого драматического театра, пройтись вдоль гримёрных комнат, рассмотреть вблизи парики, которые носили Алиса Фрейндлих в «Макбете» или Владислав Стржельчик в «Хануме», изучить костюмы для «Трёх толстяков», примерить накладные бороды и усы народных артистов РСФСР, дотронуться до декораций из «Грозы» и многое другое — всё это возможно при посещении авторской программы заслуженного деятеля искусств России Ирины Шимбаревич.
«Путешествие за кулисы БДТ» — уникальная экскурсия по всем променуарам и цехам главного драматического театра Петербурга, проходящая в рамках проекта «Эпоха просвещения», где помимо этой экскурсии можно попасть на программы «Планета Лавров» и «Георгий Товстоногов».
Нужно начать с того, что автор и ведущая экскурсии Ирина Николаевна — глубокая личность и потрясающая женщина. Она пришла в БДТ в 1978 году, одиннадцать лет проработала рядом с легендарным Георгием Товстоноговым и сама уже давно стала легендой театра. Слушать её — восторг и восхищение! Шимбаревич не просто излагает сухие факты и даты, она придаёт своим словам непередаваемую эмоциональную окраску и интонации, искусно вплетая в своё повествование много личных историй и даже пародии. Я не в первый раз у неё на экскурсии, и меня не покидает ощущение, что буквально прожив столько лет в стенах БДТ, она сама стала прекрасной актрисой.
Начинается путешествие за кулисы с краткого исторического экскурса про архитектора здания, основателя театра, первое руководство. Далее группа слушателей перемещается в зрительный зал, где на сцене идёт демонтаж вчерашнего спектакля, а затем в реквизиторскую мастерскую и так далее. В разных локациях, помимо экскурсовода, слово брали заведующие цехами и рассказывали о значении своей работы, демонстрировали сценические раритеты и результаты текущей работы. Это всё были, безусловно, «театральные» люди, ведь работа в таких местах требует невероятных человеческих и профессиональных качеств, и прежде всего феноменальной памяти, нестандартного подхода к решению задач, максимальной собранности и дисциплины.
Экскурсия продолжается около двух с половиной часов, посетителей ждёт весьма обширная программа, в рамках которой не следует долго пытаться что-то сфотографировать или задерживаться в каком-то одном месте, а надо организованно следовать за Ириной Николаевной, стараясь не потеряться в закулисных переходах между этажами.
Отдельно хочу выделить посещение бывшей гримёрной Олега Басилашвили, Сергея Юрского и Анатолия Гаричева. Здесь зародилась традиция оставлять автографы прямо на низком потолочном своде. На нём собственноручно подписалось много известных людей — Олег Табаков, Марк Шагал, Юрий Никулин, Лоуренс Оливье, маршал Жуков, Булат Окуджава... Там можно провести часы, рассматривая места, которых касалась рука того или иного артиста, режиссёра, художника, известных всему миру.
Такое театральное приключение предназначено для тех, кто хочет увидеть своими глазами бутафорский, постижерный и другие цеха, задать интересующие вопросы работникам театра, максимально близко рассмотреть (и даже потрогать!) отдельные вещи, которые им знакомы по спектаклям. Кто хочет заглянуть по ту сторону занавеса и понять, как функционирует подобное учреждение.
В производственных мастерских и в мебельно-реквизиторской части — в просторных комнатах с панорамными окнами и с огромным количеством естественного света — или в большой костюмерной с бесконечными рядами вешалок с костюмами — возникает понимание, что театр, особенно такой, — это огромный механизм, где сцена и актёры — это только вершина айсберга. Та небольшая часть, видимая зрителям, а за ней стоят десятки людей, трудящихся над одним делом, служащие искусству, создающие красоту и волшебство.
Текст: Дарина Львова
Фотографии Стаса Левшина