17 июля на сцене Театра комедии имени Н.П.Акимова в трагифарсе «Краткий курс счастливой жизни» развернулась жизнь одного непростого человека - Эмиля Мажиса, в которой нашлось место для серьезного разговора об экзистенциальном выборе и романтических мечтах, для душещипательного признания в циничном предательстве и изменах, для азартных игр в карты и в обществе.
Зрители, затаив дыхание, смотрели на то, как свет неимоверного будущего счастья ускользал от Эмиля с каждым его шагом вверх по социальной лестнице. В сценическом варианте пьесы Фелисьена Марсо «Яйцо» режиссера Татьяны Казаковой философский сюжет воплощен с точно рассчитанным темпоритмом, в котором смена настроений достигается с помощью визуального ряда, подбора музыки и актерской игры на грани драмы и фарса, в которой по-акимовски соединена внутренняя сущность характера с выразительностью и четкостью внешней формы. Премьера спектакля состоялась в феврале этого года.
Вспоминая режиссера, чье имя непосредственно связано с Театром Комедии – Николая Павловича Акимова, актеры признавались, что он прививал им неприязнь к шаблонным решениям и дорожил сценической выразительностью. Первое, что привлекает в постановке «Краткий курс счастливой жизни» - это игра Александра Матвеева, исполнившего роль Эмиля Мажиса. Его персонаж – ас в картах и неудачник в любви, экспрессивный мечтатель в юности и алекситимичный циник в зрелом возрасте, безнравственный карьерист и паранойяльный ревнивец.
Эмиль чувствует себя изгнанником, который «заржавел» и не может быть таким же бодрым и счастливым, как все окружающие. Изначально он мечтает о любви как в кино и песнях, которая возвышает и дарит крылья. Ему кажется, что у каждого есть свой способ – некий ключик в мир веселья и счастья. И ему нужно просто понять как функционирует система, чтобы «стать своим в доску». Наблюдая за окружающими, он быстро схватывает правила игры, и любовь теряет свой романтический ореол, превращаясь в «лестницу в темноте, когда точно не знаешь, сколько ступеней там осталось» или просто «слово». У Эмиля все по маслу – статус, деньги и семья, но вместо счастья – тоска и одиночество. Его страх порождает фантомы. Когда разумом управляет страх, сознание погрязло в искажениях, чувства остаются заперты глубоко внутри, а счастье оказывается вне зоны доступа, люди вокруг превращаются в фон или декорации.
Символически эта идея передана, в том числе, и декорациями, представляющими собой освещенный разными цветами фон, на который периодически транслируется видео ночного города, и который трансформируется в дома, зал суда или своеобразные ширмы, отделяющие Эмиля от окружающих людей. Художник Стефания Граурогкайте создала целый ряд сменяющихся по ходу действия сюжета сценических картин, передающих атмосферу тоски и одиночества Эмиля, радости и веселья молодежных танцевальных вечеров, а также запредельного романтизма в момент встречи Гюстава и Жюльетт у окна.
Такого персонажа, как Эмиль, невозможно играть шаблонно, и Александр находит свой необычный подход. Верхняя часть тела практически неподвижна, в то время как нижняя находится в постоянном, резком движении. Это и внезапные танцевальные па ногами, и прыжки. Взгляд – серьезный. Речь – отрывистая и четкая. Александр мастерски владеет всем своим актерским аппаратом. Он передает чувства своего героя тембральными изменениями голоса, мимикой, неожиданными жестами, горящим взглядом и хлесткими репликами.
Но не лишен Эмиль и определенного шарма. Он напоминает персонажей Челентано и Бельмондо. В нем есть что-то от мопассановского «Милого друга», от Хлестакова и от Гэтсби. Однажды надев маску, Эмиль становится от нее зависимым. В ней удобно и спокойно. Это защита от любого социального нокаута, которая позволяет не раздражаться, не кричать, а изображать панибратство, даже тогда, когда стоило бы дать отпор. Под маской собственные желания перестают иметь значение. И вот уже вместо любимой женщины выбирается та, которая согласилась, а вместо чувств – пустота.
Согласившиеся быть с Эмилем женщины – те персонажи, на которых построена ироническая составляющая постановки. Прежде всего это невероятно комичная, экстравагантная, темпераментная и страстная престарелая любовница Эмиля – мадмуазель Дюван, которую великолепно сыграла Елена Мелешкова. И конечно, выше всяческих похвал – полнокровная замужняя «женщина-пустыня» Роза (Анастасия Антропова), которая ничего не читала, но два раза в неделю ждала Эмиля, чтобы он почесал ей спинку и не только.
Не менее комичны мать и сестра Мажиса Жюстина (Виктория Криулина). Недалекие, жестокие, конфликтные женщины противопоставлены двум другим женщинам, которые способны вызвать настоящие чувства любви – возлюбленной Гюстава - Жюльетт (Анна Саклакова) и возлюбленной Виктора - Гортензии (Анастасия Грачева). Интеллигентные, элегантные, скромные, женственные образы этих героинь пробуждают сочувствие, нежность и веру в лучшее в человеке. Тем печальнее осознание того, что Гортензии приходится в итоге жить с мужчиной, позволившим себе потерять самое дорогое сокровище, которое у него было – человечность.
«Краткий курс счастливой жизни» - это не легкомысленная комедия, а комплексная, многоуровневая постановка, в духе книг Горина, пьес Шварца или фильмов Захарова. Этот спектакль – пример зрелого искусства, в котором есть и мудрость, и разочарование, и обращение к совести. Замечательные, удивительные актерские работы, неотразимое обаяние Александра Матвеева, творческий подход к декорациям и интеллектуальная насыщенность постановки делают ее предельно честной, добросовестно сделанной, достойной уважения и пристального внимания.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Леонида Торопова