Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
11 июня в Арт-кафе «Бродячая собака» состоялся спектакль-концерт «Маяковский во весь рост» в исполнении актёра театра и кино Сергея Сафронова. Спектакль идёт на этой легендарной площадке уже более десяти лет, за это время не стало режиссёра-педагога Юрия Томошевского, который много лет назад привёл Сафронова в «Бродячую собаку» и вместе с ним разбирал и помогал составлять программу про Владимира Маяковского. Сергей с теплотой вспоминает своего учителя на протяжении постановки в своём небольшом конферансе. Именно Юрий Валентинович посоветовал пробовать подбирать ключик к творчеству поэта не там, где тот проявляет через стихи свои силу, мощь и напор, не там, где он атакует и кричит, а там, где он беззащитен и слушает.
Поэтическая программа «Маяковский во весь рост» — это попытка сократить дистанцию между «горланом-главарём», поэтом революции, классиком литературы и тем, кем он, возможно, был на самом деле. Попытка приблизить его стихи к сегодняшнему времени, рассмотреть через призму собственного опыта и восприятия, сделать фигуру Владимира Владимировича не такой громоздкой и далёкой, увидеть лирического героя за скандально-эпатажными выходками и пафосом прокламаций.
Сергей Сафронов уникально сумел передать личность Маяковского, не впадая в ненужное копирование, не используя клише и оставаясь собой. Удивительное перевоплощение, в котором просматривается абсолютно разный Маяковский, — кто хотел увидеть темперамент и энергию, те получили его при прослушивании стихотворения «Кое-что по поводу дирижёра», кто хотел больше услышать романтические или чувствительные стихи, послушали их в «Письме Татьяне Яковлевой» или «Сергею Есенину». В его спектакле-концерте отражается не только личность поэта, но и время и герои тех лет. В подаче материала не было ни грамма искусственности и неискренности, в нём ощущается субъективный, но вдумчивый взгляд на те факты и рассказы, которые Сафронову лично удалось отобрать о поэте. Он включает в свою программу абсолютно разные по характеру стихотворения: от трогательного «Хорошее отношение к лошадям» до хлёсткого «Во весь голос», от ожидаемого «Стихи о советском паспорте» до резкого «Рассказа литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».
Программа состоит из двух отделений: в первом звучат разноплановые стихотворения Маяковского, а второе отделение полностью отдано под поэму «Облако в штанах» — одну из самых значимых работ в творчестве поэта. Артист упоминает, что Максим Горький после прочтения этого произведения сказал Маяковскому: «Володенька, а что же вы дальше будете делать, если вы эту реку успели переплыть в двадцать два года?», — а именно столько лет было Владимиру Владимировичу, когда он её написал. Началу второго отделения предшествует фонограмма с отрывком из разбора поэмы литературоведа Евгения Марцинкевича. Он называет эту работу исходом, вершиной поэзии Маяковского, и размышляет над тем, что в России родился нежный могучий лирический поэт.
Сергею Сафронову удалось показать Владимира Маяковского пёстрым, разнородным, «во весь рост»: от агитатора до беззащитного человека, от экспрессивной до ранимой и пронзительной личности. И это при отсутствии каких-либо декораций и минимуме реквизита — на сцене был только стул. Авторская музыка композитора Дарьи Кондаковой и скрипка Андрея Северова создавала нужную атмосферу, подхватывала отдельные фразы стихов и помогала услышать «мельчайшую пылинку живого» через толщу «ста томов моих партийных книжек». Спустя почти сто лет после смерти поэта его творчество по-прежнему остаётся актуальным, живым и ценным.
Текст: Дарина Львова
Фотограф: Ольга Барановская