Сердце бьётся моё, разобьётся – и вновь оживает.
Я обязан пройти через тьму, углубляясь во мрак, без оглядки.
Стенли Куниц. «Древо познания»
2 апреля 2022 года в «Коляда-театре» состоялась премьера спектакля «Кролик Эдвард» режиссёра Ивана Федчишина. Иван работает актёром в театре с 2019 года, и почти сразу же начал себя реализовывать и как режиссёр, поставив ряд спектаклей: «Воскресенье", "Край земли русской - конечная", "Гном по имени Бука". Основные темы его постановок — это исследование человеческой природы и поиск родственной души. Федчишин выступает в спектакле «Кролик Эдвард» не только как режиссёр-постановщик, но и как сценограф и музыкальный оформитель. Руководитель постановки – Николай Коляда.
Инсценировка Светланы Баженовой по мотивам повести Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» в переводе Ольги Варшавер вытаскивает из взрослых и детей на поверхность всё лучшее, что у них есть — сочувствие, нежность и, конечно, любовь.
У каждого ребёнка в детстве была любимая игрушка — плюшевый медвежонок, тряпичная кукла или фигурка солдатика. Ею дорожили, кормили с ложечки и укладывали с собой спать. И много-много с ней общались, поверяя свои детские тайны и переживания. Игрушка превращалась в лучшего друга, пусть даже безмолвного и неподвижного. Но что, если она совсем не бездушна и умеет думать и раздражаться, бояться и любить?...
Вот и у девочки Абилин (Дарья Квасова) появилась такая необычная игрушка. Бабушка Пелегрина подарила ей исключительно прекрасного кролика из тончайшего фарфора по имени Эдвард (Алексей Романов). Кролик оказался весьма самовлюблённым, но зато с роскошным гардеробом невероятных костюмов. Когда он произносил свои внутренние монологи, то раскрывал над собой свой большой красивый зонтик, светившийся яркими огоньками. Его внешность и стиль были безупречно прекрасны. Мысли кролика были заняты исключительно собой, а об остальном он не волновался, потому что чувство волнения или переживания ему было несвойственно. Эдвард вообще не любил думать о неприятном. И не думал. Он не замечал, что его юная хозяйка часто бывает расстроена, и что в доме, где он живёт, нет родителей Абилин. Тут-то и начинают происходить вещи, которые перевернули фарфорово-приторную жизнь кролика с ног на голову. Ему нужно было внять таинственным намёкам бабушки Абилин, но кролика мало что волновало кроме самого себя. И однажды Пелегрина зловеще произносит магическое слово «Карррамболь», и Эдвард в один миг теряет всё, что у него было.
Бабушка в исполнении Дарьи Кызынгашевой похожа на ведьму из сказок, причём не совсем добрую, хотя и не однозначно злую. Видно, что она может наглухо заколдовать, если захочет, но прибегает к этой крайней мере редко. Разве что в воспитательных целях, чтобы допустивший проступок мог осознать свои ошибки и исправить их. И в этом суть морального обоснования этого персонажа, — несмотря на жестокие меры наказания, Пелегрина оставляет шанс на прощение и возрождение. Герой уже не будет прежним, но он и не захочет оставаться таким, как был раньше.
На протяжении всего спектакля на небольшой телевизионный экран транслируются ремарки «от автора», например, «Входит Лолли» или просто перевод песен. Хотелось бы, чтобы экран был больше, и текст не исчезал так быстро, так как разорваться между чтением слов на экране и просмотром самого спектакля довольно сложно. Отличительной чертой постановки выступает музыка — абсолютно узнаваемые хиты конца XX - начала XI века. Это зажигательный микс из заглавных тем из фильмов «Красотка» и «Титаник», песен Николая Носкова и Наталии Орейро, Раммштайн и Кристины Орбакайте. С пролога и до финала она даёт нужную окраску сценическому действию, разворачивающемуся среди буквенных ковров-пазлов. Мягкие коврики изначально хаотично рассыпаны по всему пространству сцены, словно в детской комнате, актёры их то разбрасывают, то составляют из них коробки, то растягивают цепочкой, на которой можно прочитать имя впервые выходящего на сцену персонажа.
А персонажей на пути у кролика Эдварда встречается немало. Перед своим духовным и физическим перерождением он встречает пожилых Лоренса (Владислав Мелихов) и Нелли (Дарья Кызынгашева), которые очень одиноки в своём рыбацком городке — единственная дочь Лолли (Вера Вершинина) редко приезжает к ним, а своего маленького сына они потеряли много лет назад. Теперь им только и остаётся смотреть на звёзды и Луну, вспоминая увиденные сны. Потом Эдвард несколько лет путешествует по свету в компании крутого байкера-бродяги Быка (Владислав Мелихов), а затем недолго живёт у маленьких Брайса (Иван Федчишин) и его тяжело заболевшей сестрички Сары-Рут (Кристина Горбунова), надеющихся на выздоровление последней и на то, что их папа перестанет пить.
Кролик постепенно начинает ощущать, что настоящая жизнь - это не красивые костюмчики и аксессуары, а разные эмоции, судьбы, люди. И чем больше он это понимает и проникается их радостями и печалями, тем больше он сам становится похож на человека. Но с этим знанием одновременно пришёл конец его физической оболочки — Эдвард разбился на кучу фарфоровых кусочков и попал к кукольному дел мастеру (Владислав Мелихов). Тот соглашается его починить в обмен на получение кролика в полную собственность и выставление на продажу. И вот Эдвард оказался на полке в игрушечном магазине в вечном ожидании, что кто-то его заметит, выберет и возьмёт домой. И, когда однажды так происходит, тогда «вдруг в кромешной темноте, в звенящей тишине, кролик отчётливо слышит стук своего собственного сердца».
У Ивана Федчишина получился трогательный спектакль для всей семьи, транслирующий главную мысль: «Кто-то придёт. За тобой кто-то придёт, обязательно. Но сначала ты должен раскрыть своё сердце». Любой должен научиться ставить себя на место других людей, должен сложить из детских буквенных ковров-пазлов слова «любовь», «дружба» и «сострадание», и тогда, если он очень сильно захочет, то сможет обрести душу и стать настоящим человеком.
Текст: Дарина Львова
Фотографии Глеба Махнёва