11 и 12 июня в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла «Алиса и Страна чудес», режиссеры – Глеб Матвейчук и Ольга Субботина. Как заявляют постановщики, известное всем произведение Л. Кэрролла послужило лишь вдохновением для создания спектакля, и он далеко отходит от сюжета первоисточника. Накануне премьеры мы поинтересовались у задействованных в постановке артистов, какими они видят своих персонажей и Страну чудес в новой трактовке.
Екатерина Лепилина (Алиса)
ОКОЛО: Персонажи «Алисы...» – немного чудаковатые. В чем «изюминка» Вашей героини?
Е.Л.: В данном мюзикле Алиса – обычная девочка, которая любит мечтать. Я очень долго искала ее в себе, чтобы понять, что она из себя представляет, потому что другие персонажи – яркие, понятно, что от них ждет зритель, а ты – девочка, которая попала в Страну чудес. Как ты будешь на это реагировать? Как ты будешь взаимодействовать со сказочными персонажами? В итоге, она реагирует так, как отреагировала бы я, и для меня Алиса – это я.
ОКОЛО: Чеширский кот говорит: «Любое приключение должно с чего-либо начаться». С чего началось Ваше путешествие в Страну чудес?
Е.Л.: История началась с маленькой девочки, которая очень любила мультики, мюзиклы, такие, как «Бременские музыканты», «Голубой щенок», которая пела, сколько себя помнит. А потом, наверное, совпали звезды: я прошла отбор в академию им. И. Крутого, где куратором был А.В. Нефедов. Именно там я поняла, что такое мюзикл. У меня нет театрального образования, только музыкальная школа и год академии. Я выбрала для себя путь медицины: я будущая медицинская сестра. То, что я оказалась в этом проекте – счастливый случай, и я до сих пор не верю, что здесь, что работаю с такими людьми. Каждый день здесь, как праздник.
ОКОЛО: Какая она, Страна чудес, в Вашем представлении?
Е.Л.: Она веселая, беззаботная. Но она не идеальна, в ней,как и в любой стране, есть минусы. И, так как это мир Алисы, он – хрупкий и может разрушиться из-за нее.
ОКОЛО: На Ваш взгляд, чему данный спектакль учит детей, а чему - взрослых?
Е.Л.: Детей, я думаю, учит спокойнее относиться к родителям, ведь мы очень импульсивны. Родители у нас одни, они хотят как лучше и нужно к ним прислушиваться, потому что последствия могут быть не очень хорошими.
Для взрослых – возможность вспомнить, какими мы были маленькими, вспомнить любимые сказки и поставить себя на место героини – веселиться, отпустить проблемы, как Алиса: у нее сначала была только работа, а потом, когда ее затянула эта волшебная страна, она поняла, что здесь здорово, и можно хотя бы мгновение отдохнуть.
ОКОЛО: Алиса в книге восклицает: «Всё как всегда – ну что за безобразие!» Насколько Вам близко данное высказывание Вашей героини?
Е.Л.: Очень близко, так как я не сижу на месте. Я чем только не занималась: и из шерсти валяла, и вышивала, и спортом занималась – лыжами и легкой атлетикой. Театр – это тоже одно из моих хобби. Мне скучно сидеть, я даже на транспорте не люблю ездить.
ОКОЛО: «Алиса и Страна чудес» – Ваш дебют на театральной сцене. Что было самым сложным?
Е.Л.: Осознать, что у меня получилось. Путь был долгим, я пробовалась и в другие мюзиклы, но не получалось. И когда раздался тот самый звонок – я не поверила, идо сих пор не верю, и не знаю, когда поверю.
Эмиль Салес (Шляпник)
ОКОЛО: Персонажи «Алисы...» – немного чудаковатые. В чем «изюминка» Вашего героя?
Э.С.: Шляпник – это ультранаив, гиперактивность, безмерная открытость миру и просто одна большая чудинка. Но для меня самое главное в этом персонаже то, что он – ребенок. И в первоисточнике, и в фильме Т. Бертона мы его визуально видим взрослым мужчиной, а я делаю эту историю, будучи в еще достаточно юном для Шляпника возрасте (мне и тридцати лет нет). Для меня очень важный момент заключается в том, что я понимаю, что не старею эмоционально.
Кстати, открою тайну. Отталкиваясь от первоисточника, слова Шляпника «Любопытственнее и любопытственнее» будут в спектакле (смеется). В петербургской версии мюзикла на этом настояли, и это очень здорово.
ОКОЛО: Кредо Вашего персонажа?
Э.С.: Всегда говори «да».
Шляпник сначала делает, а потом такой: «А что мы сделали? Возможно, кто-то сейчас погибнет». Это, кстати говоря, очень любопытная штука касательно актерского существования, которому учат в театральных институтах. Если тебе партнер что-то предлагает, ты не должен останавливать его. Даже если он что-то не то говорит, дай ему сказать, а потом уже дополни, если считаешь нужным. Так и Шляпник. Алиса говорит: «Мне нужна дверь в реальный мир», он отвечает: «Хорошо». Он не хочет ее отпускать в реальный мир, но при этом он сделает все возможное, чтобы они добрались до этой двери для ее счастья, но для его счастья он удлинит эту прогулку.
ОКОЛО: Чеширский кот говорит: «Любое приключение должно с чего-либо начаться». С чего началось Ваше путешествие в Страну чудес?
Э.С.: Все началось с московской истории, но до московской… Когда-то в детстве я посмотрел мультик «Алиса в Стране чудес» и потерялся – не мог понять, что происходит. Все-таки это произведение – огромная головоломка,особенно для детей. Когда же я в первый раз увидел Шляпника Джонни Деппа, творчество которого очень люблю, тогда зацепился – какой уникальный, многогранный персонаж, его очень интересно разбирать. При всем при том, к сожалению, в пределах одного спектакля есть возможность раскрыть только одну историю, и у нас это история Алисы, поэтому в мюзикле «Алиса и Страна чудес» упущены некоторые подробности из жизни Шляпника.
Конкретно же погружаться в этого персонажа я начал, когда у меня появилась возможность самостоятельно поработать над ним. Я в принципе люблю странных, ненормальных персонажей, у которых происходят колоссальные сломы в жизни, а они при этом улыбаются.
ОКОЛО: Какая она, Страна чудес, в Вашем представлении?
Э.С.: Для меня это калейдоскоп воспоминаний Алисы. Мне кажется, что мы все, как свита играет короля, играем Алису. Возможно, все персонажи в Стране чудес – люди из ее реальной жизни, ведь мы же подставляем на роли героев каких-то своих знакомых из жизни. Тот же Шляпник, например, возможно, молодой человек, который хотел признаться Алисе в любви, но так и не признался, Королева, может быть, ее начальница, а Гусеница, которая так о ней заботится – ее родители.
ОКОЛО: На Ваш взгляд, чему данный спектакль учит детей, а чему - взрослых?
Э.С.: В спектакле очень много внимания уделено теме взаимоотношений родителей и детей. Мне кажется, дети не будут глубоко копать, они будут видеть, насколько Алиса не обращает внимания на то, что у нее есть. Мы же сами очень часто спокойно к этому относимся: «Мама, ну что ты, в конце концов?» А когда вдруг понимаешь, что потерял очень близкого человека – обрывается мир. Алиса оказывается в неизвестном месте, одна – это страшно.
Говоря о моем герое, мне кажется, Шляпник должен показать, что можно немножко «подурить», расслабиться. Он учит быть открытым, и это важно, так как мы очень часто замыкаемся в себе, думая о том, что скажут со стороны. Говорю об этом не понаслышке. Но из собственного опыта могу сказать: если тебе что-то нравится – это нужно делать, не боясь быть смешным, не боясь своих чувств и эмоций, нельзя их в себе зажимать, иначе они просто сожрут тебя.
ОКОЛО: Шляпник говорит Алисе: «Возможно, если ты в это веришь». Насколько Вы согласны с его утверждением?
Э.С.: На 300%. Подобную фразу я обнаружил как-то в Сети и был в восторге от нее: «Если слишком долго сужать границы возможного, можно забыть о том, что есть еще и невозможное». В этом – весь Шляпник.
Манана Гогитидзе (Королева)
ОКОЛО: Персонажи «Алисы...» – немного чудаковатые. В чем «изюминка» Вашей героини?
М.Г.: Начать, наверное, стоит с того, что мы идем не совсем по классической истории Алисы. Спектакль неслучайно называется «Алиса и Страна чудес» – мы тем самым даем себе возможность немножечко отойти от автора и пофантазировать, хотя ассоциации, безусловно, есть.
Персонажи в спектакле, действительно, все очень яркие и с чудинкой. У моей героини, как и в книге Кэрролла, пожалуй, одно желание – всех казнить, чтобы были тишина и покой. Когда ее помощник Фламинго говорит: «Ну, вы уже всех казнили, уже никого нет, вот этот последний», моя героиня отвечает: «Вот этого последнего казнить. Смотрите, какая тишина, ну разве не прекрасно в такой тишине?». Поэтому когда в моем королевстве появляется Алиса, я говорю: «Так, сразу казнить ее, что это такое здесь начинается?».
ОКОЛО: Кредо Вашего персонажа?
М.Г.: Всех казнить! (смеется)
ОКОЛО: Чеширский кот говорит: «Любое приключение должно с чего-либо начаться». С чего началось Ваше путешествие в Страну чудес?
М.Г.: Я это произведение знаю и люблю с детства. Я помню, еще мама читала нам – мне и брату – и «Алису в Стране чудес», и «Алису в Зазеркалье». Потом, конечно, мы все знаем и хорошо помним мультики, фильмы, кто только не фантазировал на эту тему!
Я знала, что существует такой спектакль в Москве. Изначально, когда Глеб Матвейчук, автор этого мюзикла, еще только задумывал спектакль и записывал демоверсию, на роль Королевы он позвал меня со словами: «Я вижу именно такую Королеву, как ты». Я тогда приехала в Москву, мы записали демо, это было лет семь назад, и с тех пор я достаточно хорошо помню эту музыку, потому что она задерживается в голове. Когда спектакль возник в Москве, не смогла принимать в нем участие, так как живу в Питере. Когда же выяснилось, что версия этого мюзикла будет в Петербурге, то подумала: «В смысле? Конечно, это должна быть я! Пустите меня на кастинг!» (смеется).
ОКОЛО: Какая она, Страна чудес, в Вашем представлении?
М.Г.: Мне кажется, она достаточно современная: она мультимедийная, благодаря чему как будто бы происходит сочетание спектакля с мультиком. За счет этой мультимедийности есть возможность фантазировать что-то нереальное. Наши видеодизайнеры, по-моему, зафантазировались.
ОКОЛО: А такая мультимедийность не отвлекает от основного действия на сцене?
М.Г.: Когда идет основное действие, картинка замирает. Но когда, например, Алиса проникает в этот мир, то она просто стоит, а вокруг нее все крутится, вертится и есть ощущение, что она куда-то улетает.
ОКОЛО: На Ваш взгляд, чему данный спектакль учит детей, а чему - взрослых?
М.Г.: Дети, наверное, поймут, что человек может сам очень многое решить благодаря своей силе воли, целеустремленности, и даже когда кажется, что обстоятельства сильнее тебя, ты можешь прорваться, найти выход, не эта дверь, значит, найди другую. У нас Алиса сначала подвержена Стране чудес, этот мир поглощаетее, но в кульминационный момент она говорит: «Стоп! Я сама могу это все остановить! Это только моя фантазия, этого всего не существует. Я вас сейчас выключу и уйду в свой реальный мир».
Для взрослых, надеюсь, будет юмор. Он есть и для детей, безусловно, но есть моменты, которые дети не до конца поймут, а взрослым, мы надеемся, будет смешно. Также будут моменты, где они смогут расслабиться, отдохнуть. По поводу того, смогут ли они какую-то идею вынести из спектакля... Спектакль начинается с того, что мама дает наставление уже взрослой Алисе, и из-за того, что она разговаривает с ней по телефону, Алиса и попадает в неприятную ситуацию, которая затягивает ее в мир чудес. Вот в этот момент, может быть, родители подумают: «Ну, правда, если ребенок взрослый, может, стоит уже отпустить его?». Это далеко не главная тема, но, может быть, в кого-то это попадет.
ОКОЛО: Королева в книге заявляет: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Насколько Вы согласны с данным высказыванием?
М.Г.: Не уверена, что мне близко это высказывание. Нет, безусловно, чтобы идти вперед, нам надо двигаться, пытаться биться в разные двери. Но я все-таки придерживаюсь принципа: то, что должно быть твоим, будет твоим. Если ты бьешься в дверь, а тебя никак туда не пускают, не надо биться в нее и бежать в два, в четыре раза быстрее, ведь рядом есть твоя дверь, в которую ты можешь легко войти и получить не меньше, а, может быть, и больше.
Александр Суханов (Кролик)
ОКОЛО: Персонажи «Алисы...» – немного чудаковатые. В чем «изюминка» Вашего героя?
А.С.: В нашем спектакле немного другая структура, и у нас персонаж изначально находится в проигрышной ситуации, так как он все свое состояние растерял, проиграв в карты. От этого у него возникает некий план, как сделать так, чтобы все свои долги «скостить».
ОКОЛО: Кредо Вашего персонажа?
А.С.: Есть такая фраза в спектакле: «Мое призвание – дарить любовь, дарить наслаждение».
ОКОЛО: Чеширский кот говорит: «Любое приключение должно с чего-либо начаться». С чего началось Ваше путешествие в Страну чудес?
А.С.: Я честно скажу, что в детстве не очень любил это произведение Кэрролла. И даже потом, играя в детском спектакле Шалтая-Болтая, понимал, что это не мое. В «Алисе…» же все срослось, не знаю, может быть, я подрос. В этом мюзикле такая роль, что можно совершенно безбашенно отрываться, купаться в ней, этого очень не хватает иногда. Кстати, постановщики выбрали меня на эту роль случайно, не на кастинге, меня увидели в другом спектакле и сказали: «Давайте попробуем Суханова». Суханов попробовал.
ОКОЛО: Какая она, Страна чудес, в Вашем представлении?
А.С.: Спектакль в первую очередь детский, и он в некоторой степени формирует сознание ребенка. Дети воспринимают все немного иначе, поэтому все персонажи здесь яркие, что также дает хороший эффект. Но самая главная цель – воспитать в маленьких людях добро, свет, любовь и человечность. И сказка же всегда остается по жизни, просто немножко трансформируется уже в нашем понимании.
ОКОЛО: На Ваш взгляд, чему данный спектакль учит детей, а чему - взрослых?
А.С.: Для взрослых здесь достаточно много юморных вещей для того, чтобы они не заскучали на спектакле, мы их не исключаем из участников процесса. А для детей – это немного иное представление о спектакле, не чистая постановка произведения, и ключевая мысль – нельзя унывать, всегда можно найти выход из любой ситуации, просто надо открыть нужную дверь.
ОКОЛО: Кролик у Л. Кэрролла говорит: «Если ты делаешь то, что хочешь, то приносишь массу проблем». Насколько Вы согласны с Вашим персонажем?
А.С.: Это очень хорошее утверждение. Желать, не уставать мечтать и стремиться вперед – это должно быть всегда, это и есть жизнь. Но всегда будут преграды на пути, не бывает ровной дороги, и если ты хочешь – надо добиваться, а чтобы добиться – надо пробить определенную стену лбом. Надо помнить, что «хотеть» – это один глагол, а «добиться» –другой глагол.
Кирилл Гордеев (Кролик)
ОКОЛО: Персонажи «Алисы...» - немного чудаковатые. В чем "изюминка" Вашего героя?
К.Г.: В его бесшабашности, в легком веселом сумасшествии. Он легко и непринужденно выходит из любой сложной ситуации. Его чудаковатость позволяет ему забыть (или закрыться этой маской) о грузе проблем, но лишь на короткое время – все мы прекрасно понимаем, что проблемы вернутся. В реальной жизни быть Кроликом очень тяжело. Можно заиграться и плохо закончить. Не будьте Кроликами!
ОКОЛО: Кредо Вашего персонажа?
К.Г.: Из любой безвыходной ситуации есть выход, если есть время и морковка.
ОКОЛО: Чеширский кот говорит: «Любое приключение должно с чего-либо начаться». С чего началось Ваше путешествие в Страну чудес?
К.Г.: «Алиса в Стране чудес» была одной из моих самых любимых книг в детстве. Мне безумно нравилась эта сказка. В первую очередь, за ее многогранность и непохожесть. При каждом новом прочтении она открывается с новой стороны. То же самое могу отметить в нашем новом спектакле – с каждым просмотром зрители найдут в нем то, что еще не замечали. И это будет зависеть и от настроения, и от окружения, и от жизненных обстоятельств.
Кстати, компьютерная игра по «Алисе в Стране чудес» мне тоже очень нравилась, хотя она была и мрачновата.
А вообще, могу сказать: если бы я был писателем, все отдал бы за то, чтобы написать подобное произведение.
Если же говорить о том, как я попал в проект, то сразу скажу: в роли Кролика я себя не видел, скорее, Шляпником. Хотя все в один голос уверяли меня: только Кролик. Пришлось поверить, что теперь я не человек, а Кролик...
ОКОЛО: Какая она, Страна чудес, в Вашем представлении?
К.Г.: Так как я взрослый человек, но человек, давно увлеченный компьютерными играми и кино, моя Страна чудес больше похожа на «Шизариум», в котором раскрываются глубинные проблемы каждого человека. Именно благодаря Стране чудес человек может найти ответы на сложносочиненные вопросы в своей голове и прийти к возможности решения этих вопросов и своих проблем. Так что Страна чудес – это лабиринты разума, в которые необходимо углубиться, чтобы самому пройти этот путь. Ведь порой человек пускает все на самотек и отдается на волю судьбы вместо того, чтобы разобраться и найти ответ в себе.
Льюис Кэрролл создал огромный плацдарм для фантазии режиссеров, актеров, художников, музыкантов. «Алиса и Страна чудес» – огромная и бездонная пропасть искусства, в которую приятно лететь, понимая, что никогда не достигнешь дна. И я готов сделать этот шаг!
ОКОЛО: На Ваш взгляд, чему данный спектакль учит детей, а чему - взрослых?
К.Г.: Детей готовит к взрослой жизни и возможным проблемам, с которыми, подрастая, они будут сталкиваться. А взрослых учит не забывать, что они тоже были детьми.
Беседовала Любовь Марьина
Фотографии Марии Ковалёвой