Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и его руководитель - народный артист, скрипач и дирижёр Сергей Валентинович Стадлер 20 мая в Эрмитажном театре, исполнили программу, приуроченную к 240-летию со дня рождения Паганини. А также в этот день отметил шестидесятилетний юбилей сам Сергей Валентинович. Стадлер уже сыграл роль популяризатора творчества Никколо Паганини в современной России, организовав в 1995 г. фестиваль «Скрипка Паганини в Эрмитаже» и уже дважды самолично сыграв на оригинальном инструменте композитора - скрипке Il Cannone Guarnerius, производства Джузеппе Гварнери. И вот нам удалось послушать программу под названием "Вокруг Паганини", включающую, как можно понять из названия, произведения как авторства Паганини, так и иных композиторов, в чём-то близких скрипачу и композитору.
Многие люди знают Никколо Паганини как полумифического скрипача-виртуоза девятнадцатого века, который заработал репутацию «дьявольского» гения, и к тому же оставил после себя коллекцию выдающегося качества скрипок, включая работы известнейших Страдивари и Гварнери. Рассказ А.И. Куприна «Скрипка Паганини» особенно хорошо раскрывает тему дьявольщины для русских читателей, да и последующие фильмы-байопики про Паганини всегда заигрывали с таковой. И даже любители хорроров не остались внакладе, получив фильм-слэшер режиссёра Луиджи Коцци под названием «Ужас Паганини», и да, сюжет фильма в полной мере соответствует названию.
Однако для хотя бы поверхностно знакомых с академической музыкой людей Никколо Паганини - не просто персонаж мифов и баек, но талантливый композитор и яркий представитель музыкального романтизма. Его произведения повлияли на последующее развитие скрипичного искусства и вдохновили будущих композиторов в их собственном творчестве. Его каприсы можно услышать как в оригинальном варианте для скрипки, так и в переложениях для фортепиано от Ференца Листа; Шуман писал этюды по мотивам каприсов Паганини. Рахманинов написал рапсодию на тему Паганини, etc.
Паганини вывел скрипку на передний план, сделав инструментом, играя на котором пианист может как поражать виртуозностью, так и привлекать внимание публики. За подобную «эффектность» его могли порицать некоторые современники, но факт в том, что он сделал больше для популяризации скрипки, чем любой иной скрипач того времени, предпочитавший более скромную игру сложным пассажам.
Перед концертом прошло торжественное поздравление музыканта с юбилеем и награждение его почётным знаком “За заслуги перед Петербургом”.
В ходе концерта Сергей Стадлер исполнял скрипичные соло партии, включая два адажио из скрипичных концертов Паганини. Но и помимо них программа не ограничилась сугубо инструментальными композициями для оркестра, представив публике известные арии в исполнении ряда приглашенных артистов. Сольно выступили сопрано Нэля Гафиятуллина с концертной арией “Ah! Perfido!” Бетховена; бас Геворг Григорян с куплетами Мефистофеля Шарля Гуно; меццо-сопрано Анастасия Мещанова с баркароллой из “Сказок Гофмана” Оффенбаха. Сопрано Елена Заставная исполнила арию Розины из “Севильского цирюльника”, а бас Яков Стрижак - арию Дона Базилио из той же оперы.
Наконец, сопрано Екатерина Шиманович исполнила арию Одабеллы из “Атиллы” Верди. В конце вечера выступил ансамбль солистов "Рождество", исполнив фрагмент из оперы «Мефистофель» авторства Арриго Бойто.
Текст: Дана Каспари
Фотографии предоставлены организаторами