11 мая состоялось торжественное открытие юбилейного ХХХ Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!». Фестиваль проходит с 11 по 15 мая 2022 года в Санкт-Петербурге. Программа включает в себя фестивальные показы, конкурсную программу, общедоступный концерт на Соборной площади Петропавловской крепости и творческие встречи с мастерами отечественного кинематографа.
По итогам фестиваля профессиональное жюри во главе с кинооператором и профессором ВГИКа Игорем Семеновичем Клебановым присудит призы в пяти номинациях. Также предусмотрено специальное награждение от дирекции кинофестиваля, «Приз Прессы» и «Приз зрительских симпатий». Кинофестиваль посвящен 350-летию Петра I. Специальные программы посвящены Георгию Шталю, Сергею Паршину, Анатолию Папанову, Евгению Матвееву, Станиславу Ростоцкому, Олегу Ефремову, Леониду Куравлеву и Виктору Мережко.
В честь юбилея фестиваля 11 мая зрители смогли посетить общедоступный концерт, где выступили Дмитрий Харатьян, Михаил Мамаев, Светлана Крючкова, Семен Стругачев, Ирина Муравьева, Нина Шацкая и другие артисты.
Проход артистов по «красной дорожке» и концерт в честь открытия кинофестиваля традиционно прошли в БКЗ «Октябрьский», где были вручены призы «За духовность в искусстве» - Светлане Дружининой и «Признание за галерею мужских образов» - Андрею Мерзликину. Также организаторы фестиваля наградили «сериал-рекордсмен» «Тайны следствия», который идет на экранах уже 22 года и Владимира Хотиненко - режиссера фильмов «Зеркало для героя», «72 метра», «Поп» и многих других.
После концерта состоялся премьерный показ фильма «Нахимовцы». Режиссер Олег Штром («Барышня и хулиган», «Проснемся вместе?», «Игроки») снял добрый, семейный фильм о Нахимовском училище, общечеловеческих ценностях, дружбе и важности добиваться поставленных целей. Юные нахимовцы младше гардемаринов, но и они готовы на подвиг, и «не вешают нос», а преодолевают препятствия.
Коронная песня гардемаринов звучала на обоих концертах. И это неслучайно. Даже само название «Виват кино России!» неразрывно связано с фильмом «Виват, гардемарины!». В этом году в состав жюри фестиваля вошел журналист, телеведущий и актер, исполнивший одну из главных ролей в этом фильме – роль князя Оленева - Михаил Мамаев. Михаил относится к Северной столице трепетно и не раз снимался в Санкт-Петербурге. После пресс-конференции Михаил прочитал стихотворение, посвященное нашему городу, которое написал еще будучи студентом МГИМО:
Я в зоне разведения моста.
Здесь ночью торжествует пустота
и сумрак торжествует в полный рост,
растаптывая отраженья звёзд.
Я в зоне разведения моста.
Я — место для последнего мазка,
что ночь сегодня чёрным нанесёт
на холст с названьем «Торжество пустот».
Но мост пока ещё не разведён.
И значит, я пока что — это он.
И значит, в схватке за продленье дня
хоть малость, но зависит от меня.
Я в зоне разведения души.
Вернее, разрывания её.
Шаг в сторону, и я останусь жив.
Враньё! Я в точке разведения костра.
Жизнь не напишешь с чистого листа!
Я в точке прорастания креста.
Я в зоне прорезания лица.
Как стало известно на фестивале, в ближайшее время всех поклонников «Гардемаринов» ждет большой подарок. Светлана Дружинина вместе с Михаилом Мамаевым, Дмитрием Харатьяном, Михаилом Боярским и своим мужем Анатолием Мукасеем – оператором, снявшим все предыдущие фильмы о гардемаринах, закончили съемки четвертой и пятой частей, которые скоро выйдут на экраны.
Кроме Михаила Мамаева в состав жюри вошли сценарист, писатель и журналист Андрей Константинов, режиссер Влад Фурман («Дорожный патруль», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург») и актриса Елена Панова («Бой с тенью», «Метро», «Дурак»). Председатель жюри – кинооператор, преподаватель ВГИК, член Правления Союза кинематографистов Игорь Семенович Клебанов («Холодное танго», «Соло на саксофоне», «Мираж», «Водитель для Веры»).
Мы поговорили с Игорем Клебановым тонкостях операторского мастерства и кинематографе:
ОКОЛО: Спасибо вам за вашу работу. До сих пор под глубоким впечатлением от операторской работы в фильмах «Холодное танго» и «Водитель для Веры». Вы не только кинооператор, но и преподаватель. Как вы считаете, есть ли самоучки среди хороших операторов, или все-таки нужно высшее образование в этой области?
И.К.: Вы можете сейчас пойти в лавку художника и купить всевозможные кисточки, и выйти на пейзаж, и написать подсолнухи. Но подсолнухи получились только у одного человека. Фамилию помните? Винсент Ван Гог. Так и здесь. В кино. Как же не учиться мастерству? А так взял телефон и пошел снимать. Сегодня свадьбу, завтра похороны. А где предмет искусства? А «кино – искусство изобразительное». Сказал это не оператор, а режиссер Михаил Ромм. И эти слова я взял, как президент фестиваля «Белый квадрат» эпиграфом.
ОКОЛО: Вы верно отметили, что сейчас все чаще появляются попытки снимать фильмы на фотоаппараты или телефоны. Как вы считаете, возможно ли так снять шедевр?
И.К.: Выдающийся оператор Георгий Рерберг, который работал с Тарковским и Кончаловским говорил: «Мне безразлично на чем снимать. Я могу снимать на шнурках от ботинок. Мне важно, что снимать». Я эту позицию поддерживаю.
ОКОЛО: Визуальный ряд в каком фильме впечатлил вас больше всего за последнее время?
И.К.: Не могу сейчас сказать. Боюсь кого-то обойти или обидеть. В моей голове крутится огромное количество картин, поскольку я профессор. Понимаете, я показываю старое советское кино. Дай бог, приблизиться хотя бы на один шаг. Сейчас я иду по годам со студентами первого курса. Я им показываю сорок седьмой год, фильм «Весна». Размах! Актеры! Музыка! Декорации! Фантастика! Комбинированные съемки! Орлова – одна, Орлова – другая! Что вы… Великий кинематограф! Дай бог чуть-чуть бы подойти к нему. Попытаться.
ОКОЛО: Как вы считаете, есть ли шанс у современного кино приблизиться?
И.К.: Шанс всегда есть!
Проверить, есть ли шанс у современного кинематографа приблизиться к культовым фильмам можно, в том числе и на кинофестивале. Конкурсная программа включает в себя фильмы: «Нахимовцы» (Олег Штром), «Отель» (Александр Балуев), «Мария. Спасти Москву» (Вера Сторожева), «Непослушник» (Владимир Котт), «Однажды в пустыне» (Андрей Кравчук), «Африка» (Дарья Биневская), «Учености плоды» (Игорь Угольников) и «Совесть» (Алексей Козлов). Показы конкурсной программы и ретроспективные показы культовых фильмов состоятся в кинотеатрах «Москва», «Восход», «Дружба», «Родина», «Заневский» и «Фильмофонд».
Текст и фото: Инна Зайцева