29 апреля в Театре юного зрителя имени Брянцева виртуозный похититель женских сердец покорял прелестных венецианок льстивыми комплиментами, а гордых венецианцев - интеллектом и хитростью в стилистике самой веселой театральной формы – комедии дель арте. В премьере «Лжец» по пьесе Карло Гольдони итальянский режиссер Ферруччо Меризи собрал всех классических персонажей, включая Арлекино, Коломбину и Панталоне, чтобы рассказать историю и показать зрителям высочайшее мастерство исполнителей: навыки танца и пения, искусную пантомиму и фарсовый экспромт. Актеры в масках и ярких цветных костюмах развивают комедийную интригу, в которой юные любовники стремятся пожениться, находчивые слуги способствуют романтическим порывам, а отцы пытаются предотвратить бесчестие и докопаться до правды.
В спектакле «Лжец» Ферруччо Меризи поставил задачу заново открыть классику средствами современного театра. Одним из самых важных достижений театра итальянского Ренессанса было создание комедии дель арте. Это направление зависело в первую очередь от актеров, а не от драматургов. Внутри общих сюжетных рамок артисты могли довольно свободно импровизировать, используя выученные наизусть тирады. Участниками представления были молодые влюбленные, престарелые отцы, хвастливые воины, а также комические слуги «дзанни», чьи проделки составляли наиболее притягательную для зрителей часть представления.
На лицах актеров были маски. Нередко артист носил одну и ту же маску всю жизнь, отказавшись от своего имени ради роли. У молодой героини обычно была служанка Коломбина. Отцом или престарелым мужем был пытающийся разгадать интригу и предотвратить побег Панталоне, которого можно узнать по бороде и плащу. Находчивым слугой, поддерживающим хитроумный план своего хозяина, был Арлекино. Он приветствовал публику характерным жестом. На нем был костюм из ярких цветных ромбов.
Все эти черты комедии дель арте можно видеть в спектакле «Лжец». Актеры принимают комические позы, а также делают широкие, четкие жесты. На лицах маски. Если нет масок, то белила. Реплики обыгрываются интонацией, изменениями тембра и громкости голоса.
Режиссер - не единственный итальянец, который принимал участие в создании постановки. Музыку написал Паоло Йус. Яркие костюмы по канонам народного итальянского театра создала Элеттра Дель Мистро. Маски изготовили Лючия Дзатег и Джулия Колусси.
Спектакль поставлен по одноименной пьесе Карло Гольдони, известного своими веселыми буффонадами. Отечественным зрителям он хорошо знаком по пьесе «Слуга двух господ». В основе «Лжеца» - венецианский квартет, который состоит из двух стариков: это купец Панталоне (Владимир Чернышев) и ученый Доктор (Виталий Кононов) и два дзанни: умный Бригелла (Артемий Веселов) и находчивый Арлекино (Никита Остриков).
Самое большое впечатление на зрителей производит Арлекино. Его походка с прыжками, подскоками и тягучими шагами, замирания в особых позах для проговаривания реплик, вроде «чего бы ни сделал ради ваших очей на прекрасной харизме», костюм из разноцветных квадратов и обаяние – это характеристики классического жанра, отлично воплощенные на современной сцене.
Арлекино – слуга главного героя спектакля – Лелио (Дмитрий Ткаченко). Несмотря на то, что этот «дар есть у всех мужчин», Лелио развил талант до мастерского владения «совершенством совершенного вранья». Словно настоящий Дон Жуан или Казанова, он влюбляет в себя сразу двух сестер: Розауру и Беатриче (Алиса Золоткова и Анна Мигицко), долго не признаваясь, какая из них ему нравится больше. За ним тянется шлейф из разбитых сердец. «На каждые четыре слова, десять – вранье». И Лелио врет с удовольствием, выдавая чужие подарки за свои, меняя имена и раздавая обещания.
Контрастом Лелио служат два других жениха – застенчивый «чудик» Флориндо (Радик Галиуллин) и искренний, обладающий превосходным голосом Оттавио (Кузьма Стомаченко). И совсем противоположным полюсом являются отрекшийся от него отец - купец Панталоне, вобравший в себя черты тиранов и благородных отцов, а также карикатурный Доктор. Согласно традиции, Панталоне – олицетворение комически истолкованной старости с оскудевшим умом. Худой и сгорбленный, он уже не может разогнуть спину и сдержать дрожь. Доктор – наоборот полный и самодовольный, олицетворяет невежество, и несмотря на ученую степень, городит вздор.
«Лжец» - это не первый театральный проект Ферруччо Меризи. Известный итальянский режиссер, директор экспериментальной актерской школы, писатель, театральный педагог, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин» смог не только воплотить форму комедии дель арте, но и ее содержание. Его «Лжец» - это смешная комедия, в которой под маской скрыты живые люди. При этом маски, полумаски или заменяющие маски веера – отдельный уникальный элемент спектакля, подчеркивающий способность личности проходить через метаморфозы. Маски – это также символ, означающий обман и защиту, позволяющую открыто сказать то, что скрыто даже тогда, когда, как гласит мораль спектакля, стоит «меньше говорить и больше слушать».
Текст: Инна Зайцева
Фотографии предоставлены Театром юного зрителя