У Анны Ахматовой был такой рецепт поэтического вдохновения: “подслушать у музыки”. Авторы новой инсталляции в ГЭС-2 продолжили думать в этом направлении и решили подслушать у архитектуры. Вернее, предположить, как могли бы звучать здания и комнаты. После “Санта-Барбары” помещения ГЭС-2 заполнили звуки, музыкальная инсталляция “Настройки”. Идея проекта расположена в двух плоскостях: на уровне идеи выставка о разрозненности людей в современном мире, на уровне формы – о поиске рамки для звука, если он является картиной.
Маршрут медиаторы режиссируют самостоятельно, упаковывая в последовательность локаций свое видение выставки. Впрочем, вы можете пройтись по экспонатам самостоятельно: в каждом зале есть достаточно подробная экспликация. Всего семь локаций (шесть в помещении и одна на улице), нам удалось побывать на пяти из них. Медиация началась с основного зала ГЭС-2 – это “проспект” и одновременно “торговая площадь”, которая будто бы продолжает пространство улицы. В разных частях холла расположены колонки, издающие рандомные звуки – это инсталляция “Резонанс” Вангелино Курентзиса. Рассредоточенные источники звука заставляют нас внимательно вслушиваться в музыку и собеседников: именно в таком положении по замыслу композиторов находится современный человек в процессе поиска общего языка с ближними. Сочинение длится 20 минут и, как и остальные композиции, зациклено. Даже если вы пришли в ГЭС-2 не слушать “Настройки”, эта пьеса затронет вас: звуки растворяются и поглощаются пространством, сливаясь с шумом холла и разговорами гостей.
Сама идея площадки ГЭС-2 про объединение и интеграцию. Здесь, как в Доме культуры, есть место, дело и сообщество для каждого. Кафе и магазины, библиотека и коворкинг, рукодельные мастерские, кинопоказы и даже клуб вязания. Все мероприятия доступны бесплатно по регистрации.
Мы следуем за звуком и отправляемся на парковку. Там Дмитрий Власик расположил “Оперу”. Премьера сочинения состоялась в 2019 году. Индустриальные звуки электростанции, надрыв струнных, обрывки диалогов и крики создают пугающую и давящую атмосферу. Пространство парковки намекает на вытесненность и все же причастность этих звуков к истории ГЭС. Это дань бывшим сотрудникам, которые раньше собирались на нижнем уровне электростанции неформально пообщаться после рабочего дня или в перерывах на обед. Теперь их голоса превратились в призраков, блуждающих между машин, а история легла в фундамент инсталляции.
Следующая остановка – “Архипелаг” Олега Гудачева. Он располагается в “Насосной” и тоже отсылает нас к истории электростанции. В основе сочинения записи звуков крупнейшей гидроэлектростанции в Китае и шум центра Нью-Йорка. Посредине пространства “Насосной” несколько рандомно расставленных стульев – здесь предлагают расположиться слушателям для наибольшего погружения. Можно экспериментировать и самостоятельно выбирать степени погружения в “Архипелаг”: слушать издалека или остаться на стуле в эпицентре композиции.
После мы совершили историческое путешествие с помощью сочинения Владимира Раннева “Китеж” в галерее первого этажа. История города Китежа – это миф о древнерусской Атлантиде. Как будто из-под воды доносится колокольный звон, который слышат по поверью те, кто верят в эту историю. Ранее к ней обращался Римский-Корсаков в своей опере “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Владимир Раннев пересобирает произведение с помощью электронной обработки звука, делая миф ближе современному слушателю.
И наконец “Настройка” – бесконечное сочинение, которое затягивает слушателя в дофаминовое приключение и так и не дает разрядки. Это тоже произведение Владимира Раннева, состоит из 115 финальных аккордов известных сочинений 18-19 веков. В процессе прослушивания произведения всплывают рандомные воспоминания или только похожие на них фантазии. В небольшой галерее второго этажа хочется раствориться в грезах или зависнуть в медитации, но нависающее ожидание финала и аплодисментов заставляет встать с места и отправиться дальше.
После еще можно было попасть на инсталляцию в роще авторства Дарье Звездиной, но к этому времени ГЭС-2 уже закрывалась и нам пришлось покинуть пространство. Вероятно, чтобы было больше поводов сюда еще вернуться. Проект “Настройки” доступен до 15 мая, успевайте!
Текст: Елена Свиридова
Фотографии Ани Тодич