25 мая состоялся закрытый показ спектакля «Бэкграунд» на площадке театра ЦЕХЪ. Это пятая постановка «Театрального дома» — одного из проектов благотворительного фонда "Подари мне крылья", который помогает подросткам из детских домов найти своё место в жизни.
Перед началом спектакля директор фонда Татьяна Рубинштейн и режиссёр Дмитрий Крестьянкин рассказали зрителям о задачах, которые стоят перед фондом и о чём премьера, в которой, как и всегда, играют непрофессиональные актёры — подростки, имеющие опыт сиротства.
«Бэкграунд» — спектакль, совершенно отличающийся от того, что ранее делал «Театральный дом». Акцент смещён с рассказа "о себе" на рассказ "о другом". Участники проекта брали интервью у разных взрослых людей, формировали из них монологи и рассказывали от своего имени. Таким образом, каждый из актёров был одновременно и драматургом и режиссером своего эпизода. Получился спектакль-вербатим, в котором ребята сделали попытку прикосновения к судьбам других людей.
Требуется особая чуткость и эмпатия для восприятия материала, потому что видно как волнуются и преодолевают себя каждый из подростков, когда выходит на сцену и произносит небольшой пятиминутный текст. Вся постановка состоит из череды монологов, которые не объединены общим сюжетом. Их связывает попытка разгадать человеческую судьбу, разглядеть жизненный бэкграунд другого человека — иногда неизвестного, а в некоторых случаях родного.
На фоне зелёного хромакея, расположенного в одной части сцены, актёры рассказывают разнообразные истории, по названию которых уже можно сразу попытаться догадаться в чём их суть: «Чип и Дейл», «Первая любовь», «Военное детство», «Перестройка», «Потерянная», «Возрождение» и несколько других. Названия монологов высвечиваются на экране, стоящего в другой половине сценического пространства. На нём к персонажам пририсовывается соответствующий рассказу фон и небольшая анимация. Так зритель может выбрать какое «кино» ему смотреть — через призму спецэффектов, как реалити-шоу, или глядя прямо на героя истории. Разные ракурсы позволяют более полно понять контекст «серий». А в финале каждого эпизода звучит аудиозапись, на которой записаны размышления каждого актёра о рассказанной им истории, их мысли об отношении к озвученным событиям.
Особенность таких спектаклей в том, что играют их не актёры с опытом обучения в театральной академии за плечами, а обычные молодые люди. Весь материал подаётся без «актёрства» и наигрыша, так, как в реальной жизни люди общаются. Все монологи ребята выбирали и делали сами, а видеохудожник Александр Марьин подготовил соответствующий визуал.
У «Театрального дома» получилась премьера, где дети искренне и небезразлично говорят о серьёзных вещах, о взрослых и о взрослом, демонстрируя, что у каждого из нас есть свой опыт, свой бэкграунд.
Текст: Дарина Львова
Фотографии: Наталья Стародубцева