В «Балтийском доме» премьера – спектакль «Свидетель обвинения» по одноименной пьесе А. Кристи. Режиссером-постановщиком выступил Владимир Жуков.
Вряд ли вы часто встречали в афишах театров спектакли по произведениям А. Кристи. Возможно, потому, что довольно сложно грамотно и полно развернуть действие детективной истории в рамках театра. Быть может, постановщики не решаются прикоснуться к творениям королевы детективов, боясь не дотянуть до ее гения. Или же все намного прозаичнее и создатели просто переживают, что, узнав, кто убийца, зритель больше не придет на спектакль.
Каковы ни были истинные мотивы, театры не особо балуют постановками по произведениям писательницы. Пожалуй, наиболее востребованными на театральной сцене являются «Мышеловка» и «10 негритят». Оттого еще более интригующе выглядел анонсированный «Балтийским домом» «Свидетель обвинения», впервые представленный на театральной сцене Санкт-Петербурга.
Спектакль повествует о молодом человеке Леонарде Воуле (Станислав Шапкин), волею судеб оказавшимся подозреваемым в убийстве «старухи». Единственный человек, который может его спасти – его жена Ромэйн (Анастасия Подосинникова). Однако, как гром среди ясного неба, в суде она свидетельствует против мужа…
Мы ничуть не приукрашиваем, говоря о громе. Спектакль выполнен в классических традициях нуара, идеально сочетающегося с обывательским представлением о Лондоне. Благодаря работе видеохудожника Марии Фоменко, на протяжении всего действия зритель наблюдает серое лондонское небо, герои не расстаются с зонтами, потому что на улице непрестанно льет как из ведра, а в воздухе осязаемо витает атмосфера растерянности и тревоги. Беспросветная лондонская тоска безупречно коррелирует с сюжетом постановки: в душе всех без исключения героев – сомнения, их тяготит мрачная неопределенность рассматриваемого дела. Кульминацией внутренней напряженности является не на шутку разыгравшаяся за окном непогода во время заседания суда. Дополняет царящую на сцене атмосферу беспокойства грамотно выстроенная работа со светом (художник по свету – Денис Солнцев), так что в моменты особого отчаяния и откровений сцена погружается в полумрак, и ее пространство освещают лишь лампы на столах.
Декорации, созданные художником-постановщиком Данилой Травиным, при кажущемся минимализме несут смысловую наполненность и законченность. Действие спектакля разворачивается в двух основных локациях: адвокатской конторе и зале суда. В первом случае перед нами комната с двумя столами и настенными часами, освещают же пространство два светильника. Перемещение в зал суда - дело нескольких секунд, после чего к уже имеющимся объектам добавляются третий стол – для стенографистки, трибуны для судьи (Александр Чередник) и свидетелей, а также камера для обвиняемого. Не столь очевидно присутствует на сцене и третья локация – задник, благодаря полупрозрачности которого мы имеем возможность наблюдать за персонажами, покинувшими основное место действия. Несмотря на определенную простоту, не все так просто и очевидно.
Активно задействованы в «Свидетеле обвинения» не только декорации, но и сами зрители! В моменты слушаний в суде зрительный зал превращается в скамью присяжных заседателей: к зрителям со своими речами обращаются адвокат Уилфред Робертс (з.а. России Анатолий Дубанов) и прокурор Майерс (Александр Кабанов), они же, вместе с Джоном Мэйхью, знакомят нас со всеми документами дела. Любопытный ход со стороны постановщиков, заставляющий тебя почувствовать себя сопричастным к происходящему на сцене.
Нельзя не отметить ту щепетильность и аккуратность, с которой постановщики подошли к вопросу передачи духа Англии. Кому-то может показаться простой задача воплотить туманный Альбион на сцене, ведь у каждого из нас в голове имеется набор стереотипов об этой стране. Следуя им, на сцене присутствуют и знаменитая красная телефонная будка, и вышагивающие королевские гвардейцы – в красных мундирах и высоких меховых шапках, и представители Скотланд-Ярда в неизменных плащах. Тем не менее, мало просто поместить героев в туман и серость и одеть их в узнаваемые костюмы. Англия – это еще и особый менталитет, с которым все гораздо сложнее. Как показать чопорность англичан? Как отразить их педантичность? Как указать на их приверженность привычкам? Как передать непостижимый английский юмор? Как подчеркнуть многовековую неприязнь шотландцев к англичанам? Все эти позиции, без которых невозможно подлинное представление Англии, безупречно отражены в «Свидетеле обвинения». Так, в первые же минуты действия помощник адвоката Джон Мэйхью (Роман Дряблов) делает разумное замечание секретарше Грете (Виктория Жилина), отвечая на ее предложение подать ему чаю. Или, к примеру, откровенно пренебрежительное отношение окружающих к супруге Леонарда Ромэйн из-за того, что она – не британка, а немка. Подобные ключи-подсказки можно найти на протяжении всего спектакля.
Отдельным пунктом в «Свидетеле обвинения» стоит юмор. Возможна ли комедия в спектакле по произведению А. Кристи? Как выясняется - да, если она выдержана в определенных рамках. Несмотря на то, что в спектакле герои то и дело подшучивают, а то и откровенно язвят, данный прием не вызывает отторжения. Во-первых, он помогает разрядить напряженную обстановку, а, во-вторых, по большей части он стилизован под тот самый неповторимый английский юмор, постановщикам удалось не скатиться в пародию. Чего только стоит гордое замечание экономки Дженет Макензи (з.а. России Клавдия Белова) о том, что она – шотландка, или заметное облегчение присутствующих, узнавших, что смерть жертвы наступила мгновенно.
Владимир Жуков не ставил перед собой задачи осовременить пьесу, благодаря чему перед нами – классическая постановка, что является безусловным плюсом. Несмотря на вкрапления юмора, «Свидетель обвинения» – типичная детективная история: размеренная, степенная, спокойная. Если вы любите решать шарады, данный спектакль подарит вам такую возможность. Если же вы уже знаете, кто убийца, то приходите и получите удовольствие от актерской игры, атмосферы Англии и невероятного мастерства А. Кристи.
Текст: Любовь Марьина
Фотографии из официальной группы театра «Балтийский дом» в VK
Здравствуйте, а вы случаем не знаете: как звали актёра, который играл полицейского в синем, который за всё время спектакля стоял у стены с правой стороны? Единственное, что он делал-объявлял имена свидетелей и потом отводил Ромейн из зала суда. На сайте Балтийского дома его нигде не было