15 мая в театре «Площадка на Грибоедова» режиссер Елена Рябинкина, автор идеи и постановщик Ольга Ермакова и художник-постановщик Ольга Карлова представили моноспектакль «Viva La Vida!», премьера которого состоялась летом 2020 года. Небольшой театр «Площадка на Грибоедова» находится неподалеку от Львиного мостика. Сразу при входе в фойе зрители начинают понимать, каким может быть современный театр.
Если помните, театр Станиславского начинался «с вешалки». Мужчины снимали плащи, шляпы – атрибуты своего статуса и попадали в другую, театральную реальность. В наше время театр в основном посещают женщины. А женщина перевоплощается, когда надевает новую шляпку и любуется на себя в зеркало. Поэтому рядом с театром очень уместно смотрятся небольшой бутик и уютное кафе.
«Да здравствует жизнь!» - так переводится название спектакля с испанского языка. Действие построено на чтении дневниковых записей Фриды Кало.
Ольга Ермакова читает отрывки из дневника и стихи поэта Григория Хубулавы из цикла «Дневники Фриды Кало»:
С тринадцати я полюбила красный,
Теперь роднее цвета в мире нет,
Он не оттенок лепестков атласный,
А краткой жизни непокорный цвет.
В спектакле минимум декораций, зато огромное количество рисунков художницы, а также звучит народная мексиканская музыка. Фрида Кало создавала картины про себя и писала дневник про свою жизнь, но не для себя, а для тех, кто будет жить после нее. Она любила жизнь и при этом не боялась и принимала смерть, как это ни печально. Безумно жизнерадостный эрос уравновешивается жутким и бездонным, как темный колодец, танатосом.
Трое нерожденных детей, смена партнеров, любовь к Диего, отсутствие понимания и эмоциональной поддержки, пристрастие к алкоголю и наркотикам, и острое желание жить несмотря ни на что – все отражается в ее картинах того времени. На них страшно смотреть.
Но были и другие произведения, когда стремление жить побеждало, и она рисовала цветы:
Я рисую цветы, чтоб они оставались живы,
Чуть касаясь, почти что наощупь, одним мазком,
Эти вспышки важнее пространства и перспективы,
Так увидит меня тот, кто не был со мной знаком.
Наше импровизированное общение с Фридой Кало продолжилось после окончания спектакля, когда Ольга Ермакова отвечала на вопросы зрителей.
Что общего между вами и вашей героиней?
Неудержимая жажда жизни и двойственность. Вспомните картину «Две Фриды». У Фриды две противоположности. Ей очень тяжело удерживать их вместе, но она это делает.
Вы актриса и руководитель театра. Как вам удается совмещать два вида деятельности?
Очень трудно. Иногда хочется прийти в зал и просто играть. Но я должна решать и хозяйственные вопросы, вести переговоры, думать о других участниках нашего проекта, раз так получается. Я играю и в других спектаклях, иногда бываю звукорежиссером. У нас много проектов. Наш моноспектакль «Дорогой Бог» получил особое признание на Пасхальном фестивале «ЛИК» в театре «Особняк».
Кто из художников, кроме Фриды Кало, вам особенно нравится?
Петров-Водкин и импрессионисты: в их картинах звучит очень много чувств. Я пока что не любитель концептуальной живописи, "Черный Квадрат" Малевича не для меня. Может быть потом, в будущем… Мне нравится Айвазовский, в его работах так много энергии и стихии.
Кого из режиссеров вы бы назвали своими учителями?
Театру уже более 2000 лет, он постоянно меняется. Я ни в коем случае не хочу отбрасывать «старую школу», но мне ближе современное направление, для меня чувства важнее содержания. Я очень многому научилась у Бутусова, мне нравится Фоменко.
Ваши пожелания театральным зрителям и всем современным женщинам?
Принимать и любить себя во всех своих проявлениях, разрешать себе быть разной, не терять игривости, позволить себе маленькую «чертинку», например - купить красное платье и встать на каблуки. Так надо для счастья!
Луна зайдёт, небесный свет погаснет,
Исчезнут угли слабые в золе,
Но я останусь сумасшедшим красным
Светить живому на живой земле!
Текст: Мария Гузарева
Фотографии Татьяны Юдиной