Фильм Сергея Мокрицкого «Первый оскар» посвящен фронтовым операторам. Премьера драмы состоялась 21 апреля. Действие фильма разворачивается осенью 1941 года. Немцы в 30 километрах от Москвы. Студенты операторского факультета не намерены эвакуироваться, ведь их ждет практика перед дипломом — они добиваются направления на фронт. Камера! Мотор!
Фильм начинается и заканчивается кадрами кинохроники великой отечественной войны. Зритель невольно задается вопросом: «Как эти кадры дошли до нас?». Фильм дает ответ.
«Москву покинули тараканы».
Все живые предпочли покинуть город. Почему студенты так хотели остаться? Они хотели снимать: для себя, для практики, для диплома. И ведь снимать «документалку» сложно, особенно во время войны.
Благодаря тем студентам, которые остались, благодаря этим военным операторам, мы увидели документальные свидетельства войны. Их съемка оказалась существенным доказательством смертей.
«Тащи камеру. Снимем, как он кушает».
Студенты снимали хронику. Для операторов того времени важным казалось особое внимание к деталям. Если один задавался вопросом: «Что здесь интересного, что тут снимать?», - то другой понимал, что интересно все: как живут люди, как на улице лежат оборванные листы бумаги, как играет патефон.
Критическое и творческое мышление существовали в едином танце. Важно было разглядеть, что есть с кем или чем танцевать. Важно уметь находить темы для хроники.
Фильм о фильме.
Наглядный пример художественного фильма о документальном. В сюжете маячит некий документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Картина режиссера показывает, насколько документальное кино оказывает сильный эффект. На протяжении всего фильма мы видим, как рискуют операторы ради съемки документального кино.
«Слезы вытри и иди снимай».
Кровавый дождь и алый снег — не были помехой для работы наших операторов. Они снимали с деревьев, с крыш, с холмов. Если дубль получался не статичный и в нем не было динамики, они все переснимали заново.
В то же время отснятые с таким трудом материалы могли уничтожить, если командование полагало, что документалистам удавалось заснять что-то, порочащее красную армию.
Для документального фильма, который снимали студенты, нужен был эпизод пленения немца. На этом этапе мы окунаемся в громадный запас жертвенности и самоотверженности операторов, которые костьми лягут, но достанут нужный дубль. Во время съемки никто из них не думал о том, что они могут умереть.
Все кто погибли, на фотографии остаются живы.
Главные герои — Лев и Иван планируют снять репортаж о повешенных. О тех, кто уже умер, но станет весомым доказательством фашизма врага. Их смерть не будет напрасной, весь мир узнает.
Этот момент сам по себе крайне трогателен: Матери хоронят своих детей, а операторы просят заснять, как проходят эти похороны: «Пускай на суде все видят, что немцы сделали с вашими детьми».
Пленка — это живое кладбище. Доказательство смертей здесь.
Все зло от женщин.
Герои влюбляются в одну и ту же девушку. Сама барышня не уверена до конца, кого она любит больше. Эта неопределенность порождает конфликт. Она сама из себя делает оружие. Иван и Лев готовы убить друг друга, чтобы остался единственный, достойный любви. В истории насчитывается не мало случаев, когда из-за женщин происходят ситуации подобного рода. Конфликты, ссоры, войны.
В то время солдатам важно было о ком-то думать и мечтать. И тогда они думали о своей любимой.
Отдельные кадры.
Несмотря на успех драмы, ее немного тяжело смотреть. Кинокартина напоминает отдельно существующие кадры, но концовка расставляет все на свои места, и соединяет их в единый фильм.
Задумка режиссера.
Сергей Мокрицкий преподносит свое кино как дань подвигу фронтовых операторов. Когда кругом все пригибаются и зарываются в землю, оператор прикладывает нечеловеческие усилия для того, чтобы снять свою панораму. Он не прячется, а стоит во весь рост. Так, где льет кровавый дождь, люди с камерами присматривают нужную композицию.
Музыкальное оформление
Мы слышали здесь и «Катюшу», и «Веселый ветер» в прекрасном исполнении самих героев. Музыку к фильму написал известный российский композитор Алексей Айги.
Актеры
Интересное взаимодействие актеров между друг другом не дает зрителю заскучать или усомниться в их игре.
Льва Альперина играет Антон Момот.
Ивана Майского играет Тихон Жизневский.
В фильме снимался Остин Басис в роли ведущего на вручении «Оскара».
Алексей Колган играет Сталина.
Трепетную девушку Лилю играет Юлия Серина.
Причина высоких оценок на «Кинопоиске»:
— Нетипичный фильм о войне
— Интересная съемка
— Актеры, за игрой которых интересно наблюдать
— Трепетное отношение к деталям фильма
Фильм разгорается постепенно, как огонь на поле битвы.
Искры летят вверх. Фильм горит и сжигает все вокруг себя.
Текст: Ксения Махрова