«Притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей» — так обозначен жанр спектакля «О рыбаке и рыбке» Театра кукол Республики Карелия (премьера состоялась в 2019 году). 29 апреля петербуржцы могли увидеть постановку, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска-2021» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол», на сцене Кукольного театра сказки.
Режиссёр Яна Тумина в сотворчестве с художником-постановщиком Кирой Камалидиновой, взяв за опорные точки краткий, но такой емкий пушкинский текст, сотворила историю о страстях человеческих и о покаянии, о пути человека к Богу и через Бога — к человеку.
На сцене колышется бескрайнее синее море - живое, дышащее, оно как отдельный герой (как Комната в «Комнате Герды» Яны Туминой). Это не механические декорации, все сделано руками актёров, которые все 50 минут спектакля «работают морем». Звучит нежная умиротворяющая музыка — она была написана специально для постановки композитором Дмитрием Максимачёвым.
А на берегу — молодые Старик и Старуха (Олег Романов и Марина Збуржинская), беззаботные и счастливые тем, что они есть друг у друга. Они бедны, одеты в лохмотья, но не замечают этого - для них невод кажется самым теплым одеялом, звезды на небе освещают их лица, будто светящиеся любовью. Дождь? Не беда, можно укрыться, подняв над головой корыто, весело болтать ногами и целоваться.
Но вот нарастает тревожная музыка, бьют барабаны — что-то должно произойти, то, чего боятся все счастливые люди: «А вдруг так хорошо будет не всегда, вдруг все исчезнет?». Герою является Золотая рыбка — метафоричный образ высших сил, к котором мы все порой обращаемся за помощью. Зритель видит только золотое свечение в волнах и в руках Старика. Выкуп? Исполнение желаний? Зачем ему все сокровища мира, если главное у него уже есть?
А Старуха поддается искушению — и становится ненасытной, как персонажи «Волшебной лампы Аладдина» в пещере. Постепенное расчеловечивание происходит с помощью кукол — Старуха то обращается в деревянную куклу, то в прожорливое неповоротливое существо с маской вместо лица, а порой и вовсе голос у нее пропадает - слышен лишь хищный писк. То самое корыто, которое в начале расколется как семейная лодка, разбившаяся о быт, вырастет до гигантских размеров — и впрямь лодочных. А потом предстанет крепкой избой, но в ней Старухе вместе со Стариком будет уже тесно и некомфортно. Какой тут рай в шалаше, когда можно стать царицей и жить во дворце! Снова и снова отправляется Старик на берег моря, всё ещё бесконечно любя свою жену, которая превратилась в монстра. Рефреном звучит песня «Грешный человече» в исполнении Сергея Старостина.
«О рыбаке и рыбке» соединяет в себе черты мистерии, антиутопии, философской притчи, фарса, балагана с марионетками. И разглядеть в нём каждый может своё, кто-то — историю о хрупком семейном счастье, кто-то — об искуплении и смирении, другие будут смотреть через оптику отношений власти и государства.
В отличие от Пушкина, который оставляет трагический поучительно-назидательный финал, Яна Тумина, великий гуманист, дарит своим героям шанс. В спектакле Старик и Старуха остаются не у разбитого корыта, а друг с другом — заново обретенными, счастливыми и вновь помолодевшими. Да и корыто, взлетев к звездам, вдруг магическим образом склеивается — а что, любовь и не на такое способна!
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Михаила Никитина