10 мая в Молодежном театре на Фонтанке перед зрителями развернулись нешуточные страсти – любовь, сватовство, соперничество, сомнения, свадьба… Все это – спектакль «#Женитьба_net» (премьера состоялась 18 декабря 2021 г.), режиссер-постановщик – Александр Кладько.
Тема отношений актуальна в любую эпоху, меняются лишь стиль знакомства и ухаживаний. Однако главное – желание любить, быть любимым и стремление создать семью – неизменно во все времена. Тем не менее, Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» задался вопросом – а действительно ли все люди этого хотят? Охарактеризовав произведение как «совершенно невероятное событие», писатель, вероятно, стремился подчеркнуть, что все описанное им – скорее исключение из правил, нежели закономерность. Молодежный театр на Фонтанке, взяв сюжет из века XIX, перенес его в век XXI, поставив во главу угла все тот же вопрос – а так ли стремятся сегодняшние молодые люди вступить в брак?
Сегодня стало модным осовременивать классические произведения. Кто-то идет по пути полного переноса действия в наши дни, кто-то старается соединить две эпохи воедино. Подобный путь построения спектакля – опасный и не самый выигрышный, так как крайне сложно найти баланс в разнице во взглядах разных столетий, не исказив при этом смысл оригинального произведения, и заставить зрителя принять классику в новом прочтении. Получился ли эксперимент у Молодежного театра? Давайте разбираться.
Постановочная команда «#Женитьба_net» избрала путь объединения двух эпох. Перед нами – все те же герои, все также изъясняющиеся на языке Гоголя (за редким исключением в виде Дуняшки (Евгения Лыкова)), однако живут герои в нашем, XXI, веке.
Спектакль ценен тем, что перенос в современные реалии произошел не ради следования модным тенденциям, а с целью вскрыть гнойник нашего общества – уход из «реала» в онлайн. Ведь где сегодня протекают знакомства? В театре? В библиотеке? На улице? В Сети. Сегодня именно она – наша жизнь. И главные герои спектакля – невеста Агафья Тихоновна (Юлия Шубарева) и жених Иван Кузьмич Подколесин (Андрей Шимко) – не исключение. Они лениво просматривают видеовизитки и лайкают профили на сайте знакомств, в приложении на телефоне создают идеального партнера, а в очередной игре вместо зомби убивают надвигающихся на них вторых половинок. Даже оказавшись в первый раз наедине, они не знают, о чем говорить, и в результате уходят туда, где им комфортно и привычно, где на самом деле бурлит жизнь – в телефон, ведь в СМС можно написать, что угодно, а у собеседника, в свою очередь, есть время подумать над ответом. Спокойно, безопасно, отстраненно…
Помимо отсутствия навыка строить диалог с живыми людьми, не менее остро звучит вопрос, поднятый в пьесе самим писателем – а хотят ли молодые вообще жениться? И если Н.В. Гоголь спрашивает это шутки ради, то в современной жизни становится очевидным, что смех здесь – сквозь слезы. Мы смеемся над мнущимся и извивающимся как уж Подколесиным, который то и дело восклицает, что женитьба - вещь хлопотливая, все не так легко с ней, как говорят, потому надо обдумать да взвесить все. Агафья Тихоновна, в свою очередь, интересуется формой носа и количеством волос на голове у женихов, а также заранее оплакивает свою будущую замужнюю жизнь. Не уступают главным героям и другие женихи: экзекутор Яичница (Константин Воробьев) проводит полную опись имущества девицы, моряк Жевакин (Евгений Клубов) предъявляет требования к внешности будущей жены, а отставной пехотный офицер Анучкин (Андрей Кузнецов), хоть и мыслит более духовными материями, однако ж также условия для женитьбы выставляет. Не это ли мы наблюдаем сегодня? Инфантилизм, преследование меркантильных интересов, нежелание потерять свободу, страх зависеть от кого-то… Зачем, когда можно зависнуть в очередной соц.сети, создав иллюзию отношений? Правильно ли, оправданно ли это? «#Женитьба_net» дает однозначный ответ: через призму юмора постановщики показывают ущербность, нелогичность и примитивизм происходящего сегодня с людьми.
Однако не только область личных отношений ушла в онлайн. Гоголевского слугу Степана заменила система умного дома, с которой вроде и приятно поговорить, но порой она тебя совсем не понимает, чем выводит из себя, а портного – онлайн магазин с мгновенной доставкой: быстро и легко, одним нажатием клавиши. Удобно? Да. Без души? Да.
В сценографии, за которую отвечал художник-постановщик Александр Якунин, мы вновь видим связь времен. Гоголевские герои живут в типичных для того времени домах - с большими залами, высокими потолками и пр. Погрузить нас в дом того или иного персонажа помогают видеоинсталляции, созданные видеорежиссером Валентином Сухановым. Они же открывают перед зрителем двери виртуальной жизни героев: сайт знакомств, онлайн магазин, переписка в телефоне и даже… окно, которое, впрочем, до поры до времени пускай остается закрытым.
Невероятно тонкая работа проделана над костюмами. Отдавая дань современности, повседневная одежда Ивана Кузьмича – спортивный костюм, а Агафьи Тихоновны – джинсы. Однако не все так просто. Если присмотреться, становится видно, что только главные герои полностью отринули устои прошлых лет, в то время как остальные в той или иной степени тяготеют к времени минувшему. Обратите внимание, к примеру, на тетушку Арину Пантелеймоновну (з.а. России Екатерина Дронова): интеллигентная, по картам вычисляющая супруга для племянницы, она предстает перед нами в строгой юбке в пол, блузе и шали. В свою очередь, сваха Фекла Ивановна (Регина Щукина) – утонченная, неизменно щеголяющая в платьях классического кроя, дает понять тем самым, что уж она-то знает, как должна одеваться женщина, а друг Подколесина Кочкарев (Александр Черкашин) - воплощение истинного джентельмена.
Говоря о музыкальном оформлении, за которое отвечал Сергей Патраманский, нельзя не отметить, с какой тщательностью подобран материал. Здесь современные электронные мотивы органично сосуществуют с русскими романсами и застольными песнями.
От века XIX в спектакле, практически в неизменном виде, сохранен язык Гоголя. Да, герои сидят на сайте знакомств, лайкают друг друга и чатятся, но при этом их речь не оскуднена современным сленгом, они разговаривают на красивом русском языке. И это выглядит отнюдь не странно, данный процесс – настолько естественный, что не режет слух, а, напротив, ласкает его. Возможно, молодежь не сможет сразу воспринять отдельные слова позапрошлого столетия, но ведь театр и не должен опускаться ниже определенной планки.
Отдавая дань концепции спектакля, в названии постановщики вновь соединили два века. Кого-то столь смелый подход может смутить и вызвать недоверие, однако призываем вас: не бойтесь увидеть современную невнятицу, здесь ее нет. Перед вами развернется история, написанная Н.В. Гоголем, с отдельными акцентами на сегодняшние реалии, что не портит первоисточник, а, напротив, показывает его еще более злободневным.
Текст: Любовь Марьина
Фотографии из официальной группы Молодежного театра на Фонтанке в VK