Дебютировав 30 марта 1939 года в серии комиксов под названием "Detective Comics", персонаж по имени Бэтмен явился результатом желания художника Боба Кэйна капитализировать свои дарования и повторить коммерческий успех Супермэна. С тех пор бизнес-стратегия Кэйна многократно оправдала себя в комиксах, фанатской атрибутике, мультфильмах, сериалах и, конечно же, в фильмах, сделав компанию DC одним из медиагигантов современного рынка.
Последнее кинематографическое явление героя, проживающего в вымышленном городе Готэм и ратующего за торжество закона и порядка, бесхитростно называется "Бэтмен" и старательно избегает любых параллелей с предыдущими фильмами Кристофера Нолана и Зака Снайдера. Закулисная история "Бэтмена" едва ли менее занимательна, чем происходящее на экране, где главный герой - гений, миллиардер и плэйбой по имени Брюс Уэйн борется с преступностью, заодно прорабатывая детские травмы и расплачиваясь за политические грехи отца Томаса Уэйна. В противники значительно менее брутальному, чем когда-либо прежде герою в исполнении Роберта Паттинсона выбран Пол Дано, отвечающий за воплощение Загадочника, а женщина-кошка - Зои Кравитц отошла от сексуального внешнего образа, заменив латекс на подобие дерматина, а кошачьи уши на вязаную шапку.
В фильме практически нет крупных планов и панорамных съемок, и это визуально отдаляет "Бэтмена" от нуара, на который намекает сам сюжет повествования, разворачивающийся в погрязшем в коррупции и пороке городе. Кроме того, картина не насыщена спецэффектами. Поэтому «Бэтмен» оригинален разве что тем, что его главный герой и его напарники потеряли гламурный лоск. Однако эта режиссерская задумка делает карикатурными персонаж дворецкого (Энди Серкис) и аристократический флер, традиционно связанный с героем Уэйна.
Каждому зрителю, даже никогда не слышавшему о существовании "Человека-Летучей мыши", фильм будет понятен, никаких специальных знаний и изучения истории комиксов не требуется. В «Бэтмене» раскрываются все основные нюансы традиционного сюжета, разве что теперь Бэтменом движет скорей посттравматический синдром, нежели стремление к установлению порядка и законности. Режиссер Мэтт Ривз планомерно демонстрирует коррупционность Готэма (за которую отвечают неузнаваемый в роли Пингвина Колин Фарелл и главарь мафии Кармайн Фальконе - Джон Туртурро), продажность политиков (здесь на первый план выходит, пусть и ненадолго, Руперт Пенри-Джонс, кумир адептов сериалов от ITV и BBC - актер, которого меньше всего ожидаешь увидеть в голливудском блокбастере) и одиночество сироты Брюса Уэйна, переросшее в маниакальное желание всеобщей справедливости. Возникает ощущение, что создатели нового "Бэтмена" нарочно забывают о том, что постановка картины проводится в рамках комикса DC.
Следует отметить, что "Бэтмен", хотя подобные инсинуации были на стадии написания сценария, напрямую не связан с триумфальным "Джокером" Тодда Филипса, несмотря на то, что обе работы формально входят в одну метавселенную. Оба фильма роднит то, что они стремятся трактовать архетипы из комиксов, прибегая к реализму (насколько это вообще возможно в данном жанре), но Мэтт Ривз трансформирует историю внешне идеального героя в гранжевый эпос, где Роберт Паттинсон физически не может дать герою даже стати 52 размера одежды, рисует баллончиком на антикварных паркетных полах, носит чрезмерно грязную челку, солнцезащитные очки из 90-х, а главное – позволяет себе нарушить таинство перевоплощения из Уэйна в Бэтмена, открыто демонстрируя рюкзак с костюмом и макияж а-ля Зимний Солдат.
В 2013 году компания DC приняла решение о перезапуске франшизы, которая в последний раз была на больших экранах в 2005-2012 годах, а режиссерское кресло занимал Кристофер Нолан, к финалу превратив свою трилогию о Бэтмене практически в философскую историю борьбы добра и зла, а актеров - в недосягаемых звезд. После у руля очередной перезагрузки стоял визионер Зак Снайдер, увеличивший градус эпичности и масштабности и представивший Бэтмена умудренным мужчиной с сединой в висках в исполнении Бена Аффлека. Затем франшиза должна была пойти по пути стилизации под работы Дэвида Финчера, о чем неоднократно открыто заявляли и Снайдер, и Аффлек, претендовавший на совмещение должностей исполнителя главной роли и режиссера.
Тем не менее, планы студии DC в результате неизвестных для публики кулуарных дискуссий поменялись, Заку Снайдеру позволили смонтировать режиссерскую версию "Лиги Справедливости", объединяющей самых культовых героев DC Бэтмена и Супермэна, после чего студия рассталась с ним. А место главного режиссера кинофраншизы ненадолго занял Тодд Филипс, превративший банальную фигуру сумасшедшего преступника Джокера в поистине трагического персонажа, жертву современного капиталистического мира и безразличного общества.
Хорошо встреченный фанатами эпос Снайдера и имевший невероятный успех у критиков (фильм получил две премии "Оскар") "Джокер", в контексте новой работы Мэтта Ривза, принципиально остаются за бортом. В "Бэтмене" нет ни грандиозных батальных сцен, ни отождествления героев с некими абстрактными титанами фантастического мира, а "Джокер" не имеет никакого отношения к происходящему на экране, и история о герое в исполнении Хоакина Феникса не находит продолжения.
За три часа экранного времени, щедро выделенного режиссеру, перед зрителем предстает сага о Брюсе Уэйне, лишившемся типичной атлетической формы и джентльменского лоска, но приобретшем нервозность и склонность к прослушиванию группы Nirvana. "Бэтмен" выглядит как большой эксперимент, в том числе и с коммерческой точки зрения. Так называемое "театральное окно", традиционно долгое для всех блокбастеров, составило менее двух месяцев, и уже 18 апреля фильм стал доступен онлайн на HBO Max. От успешного новаторского хода Тодда Филипса по трактовке фигуры супергероя в формате бытового реализма также было решено отказаться.
Новых подробностей о Бэтмене фанаты комиксов от Мэтта Ривза не узнают, ожидающие экшена и масштаба также останутся разочарованы - в "Бэтмене" всего две эпичные сцены: это автомобильная погоня, вызывающая вопросы о логике постановщика трюков, и наводнение в Готэме. Детектива в стиле Дэвида Финчера, на который все-таки у режиссера остались амбициозные претензии, не получается, так как преступления формальны и обыденны. Роберт Паттинсон, при всем его таланте, никак не походит на традиционного героя комиксов. Этот «Бэтмен» предлагает нам новую метавселенную, где Брюсом Уэйном правит тинэйджерский максимализм, а в его заброшенной подростковой спальне несомненно висит постер с Куртом Кобейном.
Текст: Евгения Савкина