6 апреля в рамках международного театрального фестиваля стран СНГ «Встречи в России», который уже в двадцать четвертый раз организует Театр-фестиваль «Балтийский дом», состоялся показ спектакля «КонтрАкт» по одноименной пьесе британского драматурга Майка Бартлетта. Две актрисы Ереванского государственного русского драматического театра имени К.С.Станиславского, Лиля Мукучян и Елена Варданян, воплотили на сцене абсурдистский сюжет о власти системы над человеком и готовности пожертвовать всем самым сокровенным, включая любовь и семью, ради карьеры. Постановка режиссера Норы Григорян отражает конфликт двух ярких феминизированных характеров в минималистичных декорациях, с использованием документального видеоряда, где через коллизию трагического и комического проявляются проблемы современного общества.
Вся история разделена на небольшие скетчи – эпизоды, в которых заняты только две актрисы, сидящие напротив друг друга за длинным черным столом. Одна из девушек – это циничная, властная, уверенная в себе топ-менеджер сети крупных компаний. Она манипулятор, дергающий за ниточки словно марионеток всех сотрудников. С застывшей на лице маской искусственной улыбки она с помощью наводящих вопросов, установок и внушений создает сценарий девушки, оказавшейся в ее власти.
Эмма – противоположность своей начальницы. Тревожная, суетливая, вспыльчивая и неуверенная в себе, она в начале сюжета пытается быть искренней, верит, что имеет право выражать свое мнение, пробует отстаивать границы своей личной жизни и сопротивляться. Ее пассивная агрессия и страх остаться без работы – те ключи, которые топ-менеджер использует для того, чтобы ей управлять. Ничуть не стесняясь, начальница задает самые откровенные вопросы, апеллируя к пятому пункту контракта, согласно которому сотрудники, вступающие в романтические отношения, должны уведомить начальство, запугивает свою подчиненную и, по сути, не столько руководит ее работой, сколько личной жизнью.
Абсурд происходящего заключается даже не в авторитарной позиции топ-менеджера, а в том, что Эмма и ее любимый человек согласны ей подчиняться и тогда, когда она их разлучает друг с другом, и тогда, когда она готова принести в жертву системе их ребенка.
Эмма не сдается сразу полностью, уступая позиции постепенно, словно лягушка из притчи, которая сварилась, не замечая, как постепенно нагревается вода в кастрюле. Она все больше рассказывает о себе начальнице, будто на допросе. Это особенно чувствуется, когда исповедь девушки появляется на большом экране в виде документальной записи.
И, только лишившись всего, Эмма осознает, что она просто винтик в системе, а системе нет до нее ни малейшего дела, независимо от того, кричит она, плачет или сходит с ума от горя.
Финал спектакля неоднозначный. С одной стороны, «переформатированная» психиатром компании Эмма приобретает искусственную улыбку и произносит заученные фразы начальницы. С другой стороны, топ-менеджер, до этого танцевавшая танец настоящей злой «манипуляторши» под оперные арии, внезапно показывается в документальной записи на экране неуверенной, наивной девушкой.
«КонтрАкт» кинематографичен и напоминает фантастический комедийный сериал, что неудивительно, так как автор пьесы Майк Бартлетт был сценаристом к сериалам «Доктор Кто», «Доктор Фостер», «Травма», «Пресса» и другим. Сюжет и основная идея спектакля отчасти похожи на аргентинский фильм «Метод», в котором соискателям нужно пройти разные тесты, чтобы получить должность, или аналогичный британский триллер «Экзамен».
В постановке режиссера Норы Григорян нет ничего лишнего – ни декорации, ни свет не отвлекают от остроумных реплик и лиц актрис, которые отлично отображают их характеры, зато есть сюрреализм, жестокие фантазии и доведенный до предела нервного истощения человек, своими выборами или отсутствием своего выбора загнавший себя в тупик.
Спектакль «КонтрАкт» вошел в программу XXIV Международного театрального фестиваля стран СНГ «Встречи в России», который проходит в Санкт-Петербурге с 4 по 10 апреля. Среди других спектаклей фестиваля: «Ревизор» Государственного национального русского театра драмы им. Ч.Айтматова (Бишкек), «Крейцерова соната» Национального академического драматического театра имени М.Горького (Минск), «ПетерБУРГ» и «1/101» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», «Княжна Мери» театра «ТриТформаТ» (Минск), «Мой папа – Питер Пэн» Национального академического русского театра драмы им. М. Лермонтова (Алматы), «Коста» Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова (Цхинвал) и «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Текст: Инна Зайцева
Фото: Данила Нерознак