Открытие выставки «Наваждение» Юнуса Сафардиара состоялось 28 апреля в Музее современного искусства Эрарта. На выставке представлены скульптуры и видеоинсталляции. Мы поговорили с Юнусом о сюжете его произведений, замысле и о том, как готовилась экспозиция.
ОКОЛО: Благодарим вас за ваши чудесные работы. У вас очень необычный взгляд на искусство. Вы работаете с медью, камнем, серебром и другими материалами. Какой вам ближе? Есть ли разница, какой материал использовать?
Ю.С.: Я экспериментирую. Мне ближе тот материал, с которым мне хочется экспериментировать в данный момент.
ОКОЛО: Выставка «Наваждение» производит очень глубокое впечатление, благодаря тому, что перед зрителем предстают не герои, а динамические состояния. Среди представленных образов: орлы, волк и персонажи египетской мифологии, которые сгруппированы вокруг девушки.
Ю.С.: Это моя дочь. Она уже выросла, а когда я делал первые работы, она была еще маленькая. Я хотел, прежде всего, запечатлеть ее, пока она еще маленькая. Если вы заметили, в представленном на выставке фильме она вырастает в женщину и постепенно взрослеет. Я не стал делать, как она стареет. Остановился. Также я хотел запечатлеть моменты, как мимо нее проходят жизненные ситуации. Эти персонажи и элементы символизируют жизненные ситуации.
ОКОЛО: Цветы, наверное, символизируют юность?
Ю.С.: Да, цветение. Потом это все сгорает. Время проходит. Жизнь проходит безвозвратно. Каждая секунда исчезает. Время лечит, и в то же время, оно – убийца. Оно рождает и убивает. Здесь много разных символов. Жалко становится, когда я вспоминаю, как она была маленькая. Жалко, что она выросла. Но это неизбежно. Рождение – смерть. Это вечные вещи. Здесь очень много декоративных вещей.
ОКОЛО: Ваш оригинальный прием – использование прозрачных элементов. Что они символизируют – защиту, ограждение от окружающего мира, границу между сознательным и бессознательным или что-то еще?
Ю.С.: Это граница между миром жесткого, брутального и миром хрупкого, в которой заключена сила двух параллельных миров. Когда встречаются хрупкое и железное. Например, это можно видеть в скульптуре под названием «Два мира». На рубеже двух систем.
ОКОЛО: Это происходит в одном человеке?
Ю.С.: Это может быть везде – и в одном человеке, в одной эпохе, в одно время, в одном обществе.
ОКОЛО: Представленная скульптурная композиция – образ рыцаря, который фигурирует во многих ваших произведениях. Что он для вас символизирует?
Ю.С.: Всадник объединяет в себе технологию и природное начало. В нем также заключено противоречие между ними. Одна из деталей скульптуры – паровая машина, которая символизирует технический прогресс. С другой стороны, природа – хрупкая, изящная и в то же время она переживет всех.
ОКОЛО: Вы родились в Самарканде, учились в Ташкенте и Санкт-Петербурге, работали в Лондоне. Есть ли разница, где создавать произведения искусства? Отличаются ли посетители выставок и восприятие зрителей?
Ю.С.: Разница, конечно, есть. Окружение создает атмосферу. Очень важно, где ты работаешь. Люди тоже по-разному смотрят на мир. Все люди разные.
ОКОЛО: В первую очередь вы показываете не статику, а динамические состояния. Это символизирует движение жизни?
Ю.С.: Мир динамичен. Я просто хотел показать вечно меняющийся мир. Каждый художник ставит перед собой свою задачу. Не хочу говорить обо всех, но на мой взгляд, роль искусства – показать изменчивость мира. И также задача искусства – играть социальную роль. А эта роль искусства – выявлять процессы, происходящие в обществе. Любое общество, которое не прогрессирует, идет в сторону деградации. И здесь задача – выявлять источники деградации и показывать. А великое искусство не только показывает. Оно сопутствует исцелению. Я хочу показать изменчивость мира, изменчивость общества. Без остановки. Если заметили, мои видео никогда не останавливаются. Они все время в движении. Там есть несколько параллельных вещей, которые абсолютно не связаны между собой. Иногда они соприкасаются. Иногда они абсолютно отличаются. В этих работах так. В других работах по-другому. Выставка – спонтанная. Месяц назад, я еще не знал, что она будет.
ОКОЛО: Как формировалась экспозиция?
Ю.С.: Часть работ привезли из коллекций из Москвы. Часть я привез из Лондона. Центральную скульптуру мы сделали здесь за три дня. Она парафиновая. Со мной работала целая команда. Это инсталляция. Она символизирует рушащуюся веру, переходный момент. Эта башня – очень старая моя работа. В Лондоне есть станция Чаринг-Кросс. Напротив нее стоит каменная башня. Башня, которая падает – это очень символично. Это взгляд на наше время и все, что происходит. В такие моменты всегда падают башни. Но после того, как они упали, возводятся новые башни. Это, как уход Атлантиды под воду.
Вопросы и фото: Инна Зайцева