Красивая премьера о красивом мужчине

9 апреля в Театре на Литейном в импровизированной дуэли столкнулись красота и ум, предательство и верность, обман и искренность в премьере по пьесе А.Н. Островского «Красавец-мужчина». Сергей Грицай поставил легкую, водевильную, романтическую комедию с яркими костюмами, гротескным и фривольным юмором, талантливыми актерскими работами и трогательной моралью в финале.

Комедия «Красавец-мужчина» была написана в 1882 году, когда творческие люди и интеллигенция были очень обеспокоены грядущими переменами: деньги становились важнее нравственных идеалов, а положение человека все больше определялось тем, насколько большим состоянием он обладает. Именно таких персонажей старался показать в своих пьесах Островский.

Главный герой пьесы – Аполлон (Сергей Якушев) предпочитает внешний блеск душевной красоте. Обладатель привлекательной внешности он готов продавать себя, словно товар на прилавке. И свою упаковку он довел до совершенства. Аполлон прихорашивается перед зеркалом, величественно курит, томным взглядом гипнотизирует и женщин, и мужчин, низким голосом обольщает «лаской и шутками». В спектакле есть множество виртуозно выполненных моментов, благодаря которым Аполлон очаровывает даже зрителей. Это, например, танго со стулом.

Но его лживость, двуличие и потребительский взгляд на отношения проступают постепенно из разговоров с другом Никандром и рассказов о его похождениях. Внешний облик Аполлона и его внутренние качества вступают в глубокое противоречие. Насколько он красив, настолько же равнодушен к окружающим. Его нарциссическая любовь к себе так велика, что в сердце не остается места даже до «влюбленной в него, как кошка» жены.

Жену Аполлона Зою сыграла Дарина Одинцова, которая на самом деле замужем за актером, исполнившим роль Аполлона, Сергеем Якушевым. Эта красивая пара выглядит на сцене очень органично и достоверно. И, возможно, благодаря этой натуралистичности, Аполлон все-таки не кажется плоским персонажем. В исполнении Сергея Якушева он не злодей, а запутавшийся человек, потерявший ориентиры из-за того, что никто не пытается установить ему границы дозволенного. Он искренне переживает за дальнейшую судьбу своей жены, ревнует ее, стыдится за то, что разорил девушку и явно испытывает к себе уже не любовь, а отвращение в финале.

Трансформации героя способствует интрига Сосипатры Семеновны, роль которой блестяще исполнила Татьяна Тузова. В отличие от обладательницы гомерического смеха тети Зои – Аполлинарии (Мария Овсянникова), которая уверена, что женщине для счастья нужны «простой ум и красивый мужчина», Сосипатра объявляет красавцам войну.

Эмоциональная передача настроения осуществляется и через сценические костюмы. Художник по костюмам Ирина Чередникова сумела раскрыть через них историческую и социальную характерность персонажей. Черная шляпа с синим пером и черная мантия Сосипатры символизируют ее ученость и мудрость. Красный пиджак и сапоги Никандра помогают создать образ состоятельного дельца. Белое платье Зои говорит о ее чистоте и невинности. Черный атласный фрак Аполлона указывает на его желание привлекать внимание и нравиться.

В спектакле «говорящие» не только костюмы, но и имена. Аполлон – бог света, покровитель искусств и олицетворение мужской красоты. Значение имени Наум, созвучного слову «ум», - «утешающий». И действительно, родственник Зои Наум (заслуженный артист РФ Александр Рязанцев) утешает своих племянниц, деликатно и мудро поддерживает девушек и в сотрудничестве с еще одной обладательницей звучного имени Сосипатрой одерживает победу в этой схватке за женское приданое.

Действие пьесы развивается весело и стремительно. В том числе благодаря художественному оформлению. Художник-постановщик спектакля – лауреат Государственной премии Александр Орлов. Декорации расположены симметрично: по краям сцены - овальные зеркала и пальмы, в центре - длинный бильярдный стол. Стол означает игры, в которую вступают персонажи, не поддаваясь на интриги или воплощая свои интриги в жизнь. Кии превращаются в символические шпаги, визуализируя конфликт между героями. В какой-то момент стол становится роялем – инструментом, на котором, как и на окружающих людях, Аполлон пытается разыграть свою мелодию.

«Красавец – мужчина» - это спектакль в лучших традициях русского водевиля и комической оперы: колкая сатира, переходящий в драму человеческих отношений гротеск и мораль о нравственных ориентирах в финале делают эту трактовку пьесы достойной внимания.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии: Сергей Рыбежский

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения