Евгений Серзин: “У всех нас в каком-то смысле космос внутри”

Евгений Серзин - актер Невидимого театра, основанного его братом – Семеном Серзиным, снимался в фильмах «Лето» Кирилла Серебренникова, «Девятаев» Тимура Бекмамбетова, многочисленных сериалах. Пишет музыку для спектаклей («Киса» и «Смерть Тарелкина» в Приюте Комедианта) и фильмов («Курицы», «Панацея» и другие). Фронтмен петербургской группы «Не'Мой Фронт». А в марте 2022 состоялся режиссерский дебют Евгения Серзина - спектакль «Дядя Ваня» в театре "Приют Комедианта". Мы поговорили с Евгением об актуальности пьесы, о том, кто главный герой в спектакле, о неожиданном саундтреке, вдохновении и планах на сезон.

ОКОЛО: Евгений, как пришла идея попробовать себя в качестве режиссёра?

Е.С.: “Дядя Ваня” - моя первая режиссерская работа в театре, но до этого я делал два театральных проекта в музеях. По факту их можно тоже назвать спектаклями, просто они были основаны не на драматическом материале. Идея заняться режиссурой пришла еще в институте (Евгений закончил СПбГАТИ (мастерская С.Д. Черкасского) - ОКОЛО), видимо, я понимал, что еще недостаточно готов для этого. Годы спустя появилось желание постигать театр со всех сторон, и я вернулся к своей давней задумке.

ОКОЛО: А какие ещё режиссёрские проекты были?

Е.С.: Я делал театральную презентацию в Музее истории ГУЛАГа по книге "Наш ГУЛАГ" о жертвах политических репрессий и в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. - спектакль по текстам российских философов.

ОКОЛО: Почему вы решили ставить именно “Дядю Ваню”, одну из самых популярных во всем мире пьес?

Е.С.: Очень хорошая пьеса, хороший автор (смеётся). На самом деле у меня было несколько материалов, которые хотелось поставить - для разных театров. Просто сложилось, это не так, что я начну с “Дяди Вани” - и ни с чего иного! (смеётся) Во-первых, важно, что можно абсолютно доверять материалу, потому что Антон Павлович понимает про жизнь чуть больше, чем я, и если возникали вопросы, можно было обратиться к автору и искать у него ответ. И темы, которые поднимаются в пьесе, были важными, интересными, и мне хотелось размышлять, а ещё попробовать изменить отношение к этому автору. Есть у многих людей предубеждение, что Чехов - скучный автор, у его персонажей ничего не происходит, они просто болтают - а это не так. Захотелось попытаться дать возможность по-новому посмотреть на автора и на пьесу.

ОКОЛО: В начале года в Театре им. Комиссаржевской состоялась премьера Романа Габриа - “Моя дорогая Hélène”, где акцент смещен на Елену Андреевну, она становится главной героиней. А в вашем спектакле кто главный герой?

Е.С.: Мне было важно выделить всех героев, мне кажется, они все переживают какой-то сложный период в жизни, и их объединяет мысль о том, как жить дальше. Я сократил пьесу, убрав часть персонажей, у которых коренных изменений в жизни не происходит. Тема переосмысления жизни, непонимания, как ее продолжать из точки, в которой они все находятся, объединяет всех героев.

ОКОЛО: Не было соблазна и музыку написать к спектаклю?

Е.С.: Я просто физически с этим бы не справился, потому что очень много времени нужно было уделять режиссуре. И мне кажется, что когда я пишу музыку, надо со стороны смотреть за процессом и осмыслять его. А на “Дяде Ване” я находился внутри, и вот так отстраняясь, что-то придумать, отдельно переосмыслить - это с точки зрения музыки мне было бы сложно.

ОКОЛО: Так неожиданно в спектакль врывается музыка Шнурова!

Е.С.: Да, в тексте песни “Колбаса-любовь” абсолютно чеховские интонации прослеживаются. Астров любит леса, а там поется про березы, Войницкий приносит розы Елене.
“Яйца пухнут по весне,
Словно почки у березы
Я ночами для тебя
В парке обрываю розы”.

ОКОЛО: Ещё звучит музыка немецкого кинокомпозитора, двукратного лауреата  «Оскара» Ханса Циммера.

Е.С.: Да, потому что мне очень нравится эта музыка! (смеется). На самом деле мне важно было помочь раскрыть внутренний потенциал человека - что у всех нас в каком-то смысле космос внутри (самые известные работы Циммера — саундтреки к фантастическим фильмам "Начало", «Интерстеллар", "Бегущий по лезвию 2049", "Дюна" - ОКОЛО). Диссонанс внутреннего мира человека и окружающей среды, в которой он живет, все трения, которые происходят вокруг него, возникают за счет диссонанса его стремления к прекрасному и той действительности, которая его окружает.

ОКОЛО: Легко ли было подобрать актеров?

Е.С.: Со многими я был знаком, так что с основным составом мы быстро определились. На роль Сони мы делали кастинг вместе с театром, я посмотрел больше сотни артисток, отобрал часть из них, давал задания — и в итоге остановился на прекрасной Веронике Жуковой. На роль профессора Серебрякова у нас было несколько кандидатур, мне помог Виктор Михайлович Минков (директор и художественный руководитель Приюта Комедианта - ОКОЛО), и я бесконечно благодарен, что такой прекрасный актер - Валерий Дегтярь -  у нас сыграл. 

ОКОЛО: Как работалось в Приюте Комедианта в новом качестве? До этого ведь вы сотрудничали с театром как композитор.

Е.С.: Это удивительный театр. Большая редкость — то, как он построен, когда все вокруг заинтересованы в творчестве. Если бы мой первый режиссерский опыт был в другом театре, даже сложно представить, с чем пришлось бы столкнуться.

 ОКОЛО: А в Невидимом театре вы не хотели поставить?

Е.С.: Были идеи, обсуждали с худруком, но не сошлись пока в названии, отложил этот проект.

ОКОЛО: А в каких спектаклях вас можно увидеть в качестве актера в Невидимом театре?

Е.С.: Спектакль - путешествие по дневникам Гены Шпаликова "Я шагаю по Москве”, квартирник по записным книжкам Сергея Довлатова "Невидимая книга", "Стыдно быть несчастливым" (спектакль-квартирник по записным книжкам А.М. Володина), спектакль во дворе по дневникам и стихам Б. Рыжего "Как хорошо мы плохо жили".

ОКОЛО: Какие планы на сезон?

Е.С.: План один на ближайшее время — отдых. Важно переосмыслить тот опыт, который я приобрел. А дальше посмотрим, сейчас сложно планировать. Должны быть кинопроекты, надеюсь, они состоятся.

ОКОЛО: Есть мечты о роли, которую хотите сыграть, о спектакле, который хотите поставить? 

Е.С.: У меня есть мечта сыграть Зилова в “Утиной охоте” (по пьесе Александра Вампилова). Есть ряд произведений, с которыми я хотел бы поработать как режиссер - “Полная иллюминация” Джонатана Фоера, “Бремя нашей доброты” Иона Друцэ, произведения Бертольта Брехта.

ОКОЛО: Есть ли у вас места силы в Петербурге, что вас вдохновляет?

Е.С.: Море - моё  место силы. В Петербурге оно не настолько “мористое”, это всё же залив. Мне очень нравится вода, а ещё лучше океан - там я наполняюсь внутренними силами. В Петербурге не так много мест, связанных с природой, которые меня вдохновляют. Скорее это архитектура. Люблю конец Фонтанки, где начинаются верфи, а напротив  гранитной набережной растут огромные деревья. И Канонерский остров - очень красивое место, где видно залив и ЗСД.

Беседовала Наталья Стародубцева

Фото: Наталья Тютрюмова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения