Известные петербургские музыканты, выступающие на ведущих сценах мира, Дмитрий Еремин и Анна Рычкова 2 апреля исполнили в Малом зале филармонии изысканную камерную программу, представляющую три музыкальные эпохи – от барочной традиции и Баха через романтический XIX век – к сочинению Арво Пярта, одного из крупнейших ныне живущих композиторов. На бис прозвучал "Вальс" петербургского композитора Карла Давыдова, одна из четырех пьес, объединенных названием "Силуэты". Перед концертом мы поговорили с Дмитрием Ерёминым о музыке Пярта, Баха и Франка.
ОКОЛО: Расскажите, пожалуйста, о программе сегодняшнего концерта. Почему вы выбрали именно это сочинение Пярта?
Д.Е.: Пярт - центральная часть программы, все построено вокруг него. Не случайно это сочетаниие с Бахом, поскольку музыка и та, и другая высокодуховная. Пярт является очень религиозным человеком и несмотря на то, что он редко бывал в России, он православный человек. Fratres для виолончели и клавира - это очень известное его произведение. Впервые оно было исполнено 1978 году на фестивале старинной и современной музыки в Таллинне ансамблем Hortus Musicus под руководством Андреса Мустонена, солировал Гидон Кремер. На том фестивале звучала музыка, запрещенная в СССР: Шнитке, Денисов… Пярт.
На протяжении жизни композитор неоднократно редактировал собственную музыку, наиболее часто редакция Пярта представляла собой переложение сочинения для иного инструмента либо состава инструментов. Fratres исполняется разным составом виолончелей: есть варианты для 4, 12, 6-ти, кажется, виолончелей. Музыку Пярта называли гармонией утерянного рая. Сам Пярт говорил про свой стиль tintinnabuli (*колокольчики – от небольших цекровных колоколов, звучащих в особой тональности) — это добровольный уход в бедность, то есть очень просто по трезвучию, имитирующим колокольчики. Там в радиусе нескольких нот буквально нарастает напряжение, такой страшный «пэшен» в середине, потом идет на спад. «Братство» - так переводится название. Можно представить, что это некая процессия удаляется.
ОКОЛО: Как вы полагаете, насколько музыка Пярта, построенная по математическим принципам, понятна сегодняшнему слушателю?
Д.Е.: Музыка Пярта — это музыка состояний, образов каких-то. Это музыка, которая может погрузить в духовный транс, заставить задуматься, помолиться. Слушателя привлекает простота и гармония этой музыки.
ОКОЛО: Что для вас объединяет Пярта и Баха?
Д.Е.: Первое отделение нашего концерта начнется с сюиты Баха №5. Это, наверное, моя самая любимая сюита Баха! Конечно, к музыке Баха нужно также относиться как к чему-то очень духовному, но я недавно в книге Джона Элиота Гардинера, знаменитого дирижёра, прочел, что у Баха не нашли благородных предков, он был из простого народа. В жизни даже грубоватый, может быть, но отмеченный Господом композитор в этой огромной семье Бахов, где было множество композиторов, но именно он оставил такое наследие, его музыка будет жить вечно! Музыка Пярта и музыка Баха для меня — это музыка состояний.
ОКОЛО: Вы часто исполняете Баха?
Д.Е.: Не так часто, как хотелось бы! Слишком во многих жанрах я выступаю! (смеется) Служу в оркестре (*заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии), недавно мы возродили квартет имени Танеева.
ОКОЛО: Во втором отделении прозвучит соната Франка ля мажор.
Д.Е.: Да, там в афише, к слову есть ошибка: написано, что соната для виолончели. На самом деле, она написана для скрипки, и прозвучит в переложении для виолончели Жюля Дельсара. Может быть, эта ошибка не случайна. Пабло Казальс, знаменитый виолончелист, считал, что она первоначально задумывалась как виолончельная соната. Но поскольку Франк дружил со знаменитым скрипачом Эженом Изаи, он решил посвятить эту сонату ему и переделать в скрипичную. Это наиболее понятное сочинение из нашей программы – такая романтика, где не нужно ничего объяснять. Ты просто получаешь удовольствие!
ОКОЛО: Можно ли будет в ближайшем будущем услышать эту программу снова?
Д.Е.: Через пару недель, 16 апреля мы повторим ее в концертном зале школы Искусств Приозерска.
Текст и фото: Александр Шек
Это концерт для меня был потрясением, в полном смысле этого слова!
Музыка Баха , это конечно, гениально! Это погружение в себя, это абсолют, изменённое, медитативное состояние! Это было блестяще исполнено, на одном дыхании, известным виолончелистом, музыкантом, Дмитрием Ереминым!
Франк для меня был открытием! Я
безмерно благодарна, что услышала этого композитора! Это произведение виртуозно исполнили пианистка Анна Рычкова и Дмитрий Еремин! Это неимоверная глубина музыки, потрясающая энергетика!
Хочу выразить нашим дорогим, любимым музыкантам огромную благодарность, за то, что они несут в этот Мир добро и красоту! Нескончаемые аплодисменты, овации, море цветов — все это, ещё раз показывает, как людям необходимо слышать, переживать, ощущать это новое дыхание, вдохновение и гармонию в нашей жизни!
Концерт был потрясающий! Получила массу удовольствия, и хотела бы послушать ещё! Очень тонкое и профессиональное исполнение программы. Жду новых концертов этого замечательного дуэта!