Ненормативная комедия: «Нам никогда не перейти эту солнечную линию»

28 февраля в Молодёжном театре на Фонтанке состоялся спектакль «Солнечная линия» по пьесе обласканного всевозможными наградами и премиями драматурга Ивана Вырыпаева. Обладатель «Золотой маски» режиссёр Виктор Рыжаков представил свой вариант этой «терапевтической комедии» с помощью популярных актёров Юлии Пересильд и Андрея Бурковского.



Пять часов утра, кухня. Супружеская пара в разгаре скандала. Барбара и Вернер хотят дойти до «положительного результата» в своём нескончаемом споре в попытках услышать и понять друг друга. Оба ни на йоту не хотят уступать своему «противнику». Но они не сдаются и придумывают всё новые и новые обстоятельства, в которых могли бы сделать шаг навстречу. Они разговаривают друг с другом от лица двоюродных братьев и сестёр своих родителей, или погружают себя в выдуманный мир снов. У них огромные проблемы с коммуникацией, множество претензий друг к другу, но они продолжают бороться за отношения и не опускают руки и не расходятся каждый по своим спальням. Герои стараются найти подход, ключик к надеждам и желаниям друг друга. Выяснение отношений происходит на кухне, на которой стоит один-единственный длинный стол, а вокруг голые стены, на которых возникают то телевизионные помехи, то вырастает сказочный лес, то мигают лампочки словно в световом шоу. После каждой попытки поговорить по-новому, Вернер и Барбара будто откатываются назад во времени и оказываются вновь на исходной позиции — кухня, пять часов утра, душевная боль и невозможность договориться.



Спектакль выбрасывает из зоны комфорта с первых минут, — наличие большого количества нецензурной лексики иногда, кажется, превышает все пределы допустимого. Но, как ни странно, это здесь не только коробит, но и смешит. Постепенно проникаешься взаимоотношениями Барбары и Вернера, привыкаешь к слогу и понимаешь, что, да, такие слова здесь могут быть уместны.

Хотя местами бросалась в глаза натужность использования мата. Иногда он легко произносился, но чаще актеры будто вспоминали, что здесь по тексту должна быть брань, и в последний момент её вынужденно проговаривали. Образы героев были слишком мягкими для такого количества ругани, и нецензурный текст выглядел чужеродно. Первый раз такой контраст был забавен, но потом он становился все заметнее. Возможно, на это расчёт. Но кого сейчас можно шокировать матом со сцены? Спасибо, что хоть зрителей персонально не посылают. Но постановка, несмотря на ненормативную лексику, о которой отдельно предупреждают перед началом зрителей, действительно остроумная комедия. Было много смешных моментов, например, неподвижные танцы — фокстрот или танго, или появление воображаемого мужика в воображаемом лесу. Сюжет балансировал на грани между иронией и пошлостью, на грани допустимой «солнечной линии», которую никак не могли пересечь герои.



В итоге персонажам не хватало «электричества», — ведь перед нами пара в кризисе, прожившая в нём, судя по всему, семь долгих и мучительных лет. Сцены открытой конфронтации, ссор провисают, как будто не хватает темперамента и, вообще, сил на споры. Даже сцена с дракой супругов выглядела очень аккуратной и выверенной, как хорошо отрепетированный танец, а не как сильный энергетический выброс эмоций двух отчаявшихся людей. Весь спектакль не покидало ощущение, что нет драйва, куража, — слишком уж бережно и ровно Вернер и Барбара взаимодействовали друг с другом.



Весь сюжет подчинён задаче, наконец, перейти эту «солнечную линию» и соединить две половины в одно целое. И, судя по финальной сцене, это персонажам удалось. Неприличный звук ставит точку в спектакле, возвращая всё на орбиту юмора.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения