Студенты курса под руководством заслуженного артиста Сергея Дмитриевича Бызгу предприняли попытку взглянуть на творчество Виктора Цоя не как на культовое явление, а как на тексты, которые понимает и по-своему пропускает через себя каждый человек. Спектакль «Дети проходных дворов» в Учебном театре «На Моховой» не про Звезду По Имени Солнце, а про самих студентов: тех, кто родился в 2000 году и прекрасно знает, что Цой не жив, а давно мёртв. Ещё на первых курсах обучения педагог Евгения Натанова заметила, что студенты часто берут в свои этюды песни группы «Кино» и предложила им сделать спектакль, пронизанный песнями Виктора Робертовича, в основе которого лежали бы истории ребят, а не сухие факты про Цоя. В итоге получилась очень личная постановка с уникальными рассказами и оригинальными музыкальными аранжировками, сочинёнными «бызятами», как они себя сами называют.
Сейчас ребята учатся на последнем, четвёртом курсе, и скоро от этого спектакля останутся одни воспоминания, но пока они выходят на сцену и отважно рассказывают собственные истории про друзей, родителей, учёбу, любовь, смерть и собственный выбор.
За два с половиной часа на сцене, где из декораций только передвижные ящики и разрисованный мелками задник, выполняющий роль то крыши, то возвышенности, раздаются сменяющие друг друга разные по характеру рассказы-исповеди. Актёры говорят о том, что их волнует, и это выходит очень «по-честному». Возможно, чтобы ещё раз подчеркнуть, что это не документальная постановка про рок-звезду, в одной из первых сцен парень с девушкой (Артём Кисаков и Валерия Чеховская) говорят про его музыку, и выясняется, что девушка ни разу не слышала песни Цоя и не знает ничего про группу «Кино». Её друг удивлён и не верит этому, а фоном в их разговор врывается безбашенная композиция «Видели ночь», которую выкрикивает веселящиеся рядом подростки.
Затем звучит пронизанный светлой грустью монолог (Анастасия Филиппова) о потере близкого друга, из которого становится ясно, что смех, шутки и мемы могут быть рядом с такими понятиями, как болезнь, больница и горе. И если ты кого-то теряешь, то необязательно переставать шутить или корить себя за анекдоты в такое тяжёлое время. Что возможность посмеяться над чем-то печальным говорит о духовной близости, и ничего ужасного в этом нет. И как последний аккорд этой мысли звучит трогательная и нежная песня «Малыш».
В «Детях проходных дворов» поднимается множество актуальных вопросов о взаимоотношениях детей и родителей и о непрекращающемся поиске себя (Юрий Дементьев). О желании заниматься только тем, к чему лежит душа, несмотря на запреты (Всеволод Коваленко). О первом дне рождения после смерти мамы (Артём Кисаков). О стремлении сделать так, чтобы папа мог гордиться своим сыном (Иван Капорин).
Студенты говорят о том, что их волнует, поют и играют на музыкальных инструментах (особенно здесь выделяется Иван Капорин — он играет на бас-гитаре, скрипке, контрабасе, саксофоне, ксилофоне. Что неудивительно, ведь его отец — мультиинструменталист, лидер советской рок-группы «Дети»). Спектакль — это энергия, дерзость и молодость в чистом виде. После его окончания зрители расходятся по домам и напевают знакомые цоевские мелодии, думая о своей молодости или о будущем, а может о том, что белую футболку ни в коем случае на вписку надевать нельзя.
Студентам курса Бызгу удалось переосмыслить легендарные тексты, присвоить их себе и выплеснуть в словесные очерки собственные переживания. После финальной песни остаётся чёткое понимание, что «Больше нет ничего, всё находится в нас». И главное в любой личности, неважно, подростка или взрослого — это внутреннее наполнение, мысли и переживания.
Текст: Дарина Львова
Фото: Анатолий Будник