За мужество

20 февраля на сцене Театра за Черной речкой ажурный зонтик превратился в укрытие от бомбежки, а фантазии одинокого солдата воплотились в жизнь в абсурдистском спектакле «Пикник». Артисты театра «Открытое пространство» предложили альтернативу военным действиям, в которой настоящее мужество не столько в том, чтобы сражаться, сколько в том, чтобы прощать. В основе постановки по пьесе испанского драматурга и модерниста Фернандо Аррабаля – поле боя, превращенное в детскую площадку, на которой происходит пробуждение внутреннего ребенка в сознании солдата, а также воплощение идеи о том, что для сохранения здоровой психики в случае войны не обойтись без безрассудства и самоиронии. Режиссёр - Екатерина Гороховская.

Аррабаль был основателем «панического театра» и в своих произведениях старался соединить панику, страх, тревогу, ужас, азарт и юмор. Пьеса «Пикник» была написана под впечатлением войны в Корее. Премьера пьесы состоялась в 1959 г. в Париже. Сценографом спектакля был друг автора – Сальвадор Дали.

Главный герой пьесы – солдат Сапо, которого в спектакле сыграл выпускник курса Яны Туминой (СПбГАТИ) Илья Ампилов, вяжет на спицах свитера, качается на деревянной игрушечной лошадке и настолько страдает от одиночества, что как выясняется из его телефонного разговора с капитаном, будет рад даже козе. Худой, импульсивный юноша кажется очень трогательным. Его резкие движения, дрожь в теле, раскачивания – сигналы того, что он испытывает шок после травмирующего события. Кажется, что он отказывается верить в реальность увиденного на поле боя и создает новую воображаемую реальность, в которой он становится маленьким ребенком и как бы возвращается в состояния неведения. В этой новой реальности время замедляется. Периодически замирают и все оказавшиеся в ней люди, позволяя зрителям в тишине получить более глубокое понимание происходящего.

Спасти Сапо от тоски решают родители, которых в спектакле сыграли актер театров «Мастерская», «Этюд-театр», Невидимого театра - Владимир Карпов и актриса театра «Открытое пространство» Алла Данишевская. Веселые, жизнерадостные и спокойные, они сперва кажутся неуместными на поле боя со своим клетчатым пледом, корзинкой для пикника и вином. Они обнимаются, дуют в свистульки, интересуются тем, чистил ли Сапо зубы и будет ли есть картофельный омлет. Но несмотря на все их старание изобразить гармонию и радость, зрителей не покидает ощущение нависшей угрозы. Оно кроется в односложных ответах и тихом голосе Сапо, а также его дрожи и нервозных движениях при резких звуках.

На поле боя нужны те, с кем будут воевать, и на сцене появляется Сепо (Дмитрий Кушнирев). Он похож на Сапо почти во всем. Они оба не знают, скольких убили, потому что стреляют, не глядя, а после - молятся. Один вяжет, а второй делает из ткани цветы. Сапо и Сепо тщательно подбирают слова, чтобы не обидеть друг друга, извиняются, смущенно раскланиваются и настолько почтительны, что в итоге садятся вместе обедать.

И чем больше они узнают друг друга, тем больше обнаруживают сходства. Сепо рассказывает о том, как его отправили на войну, не позволив взять с собой девушку, с которой он смотрел кино по воскресеньям, и любимую тетю. Те же воспоминания есть у Сапо. И, казалось бы, они могли бы стать друзьями, если бы не генерал, который предупредил, что враги – коварны и подкладывают камешки в ботинки.

Яркое голубое платье мамы на фоне серого фона и наивные предложения филателиста и энциклопедиста отца о том, как легко закончить войну, объявив, что воевать никто не хочет – это то, что вызывает недоверие у зрителя, и одновременно дарит некую надежду на сказочный счастливый финал. Самый душещипательный момент спектакля – это танец родителей Сапо под ажурным зонтом со светящимися лампочками. По законам «панического театра» Аррабаля эта романтическая сцена происходит под звуки выстрелов и грохот падающих бомб.

Сапо и Сепо вместе пьют вино и произносят тосты за мужество и скромность, флиртуют с соблазнительной санитаркой и словно Диди и Гого из пьесы Беккета «В ожидании Годо», оказались в ловушке времени, где можно регрессировать в детство, попытаться найти простые ответы на сложные вопросы, над которыми человечество думает уже тысячи лет, или понести моральную ответственность за содеянное.

В основе абсурдизма лежит идея о том, что даже, если внутренний смысл во вселенной может существовать, люди его постичь не в состоянии и поэтому обречены столкнуться с Абсурдом существования. «Пикник» театра «Открытое пространство» - это притча, в которой парадоксальным образом раскрывается и жалкая бессмысленность войны, и жестокий смысл, в котором трагическое оборачивается комическим, а в конце все же побеждает человечность.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения