На сцене Социально-Художественного театра с 2018 года идет спектакль «Игра об Анне Франк. Семь гульденов» по дневниковым записям 13-летней Анны, одной из самых известных жертв нацизма. Постановка режиссера Владимира Кустова решена в виде игры — и поначалу кажется, что подобный формат противоестественен и неприменим к истории Анны и ее семьи. Но постепенно зрители вовлекаются, становясь наблюдателями и даже участниками игры. Входные билеты обмениваются на карточки, на одной стороне которых — номер места в зале, смахивающий на порядковый номер в концлагере (как объяснят создатели, цифры - количество человек, посмотревших спектакль), на другой — рекламный плакат Opekta – компании Отто Франка, в котором он с семьей скрывался 25 месяцев от преследований нацистов.
На сцене двое — Игрок, Карл Йозеф Зильбербауер (Константин Соя) и Анна (Ксения Плюснина). Игрок объясняет правила — он бросает кубик на игровом поле (порой передавая это право зрителям) и по выпавшему номеру определяет день — с июля 1944 по август 1945. День, который Анна проживает. Таким образом, в каждом спектакле история Анны по воле случая, как сама жизнь, превращается в новое, не повторяющееся действо. Вот только финал всегда один.
Чуть больше двух лет проведет Анна в убежище со своей семьей и близкими, которых они приютили. Ведь, по словам её отца, «самое главное в жизни - суметь помочь кому-то из друзей и знакомых». Задорная, неунывающая, Анна деловито расставляет бесконечные деревянные полки-кубы как в игре тетрис, суетится, создавая уют в убежище, и мечтает, как пойдет в магазин за нарядами. А пока она с юмором рассказывает и проигрывает сценки из их скромного быта - о корыте, чтобы мыться в котором, каждый из обитателей ищет укромное место, о еде, скудной, но достаточной,чтобы выжить.
«Приезжайте в убежище, если хотите похудеть» - усмехается она, демонстрируя пустые тарелки с рисунками - сестры Марго и родителей. Четвертая стена между Анной и зрителями постепенно исчезает, она обращается к девушкам в первом ряду, прося совета — как быть, если мальчик Петер, который сначала раздражал, начинает нравиться? Она что, влюбилась? Она похожа на влюбленную?
Игрок вмешивается внезапно — обрывая Анну на полуслове и заставляя перескакивать и проживать другой день. А каждые пятнадцать минут, когда звенит таймер, он обходит убежище, как волк, который принюхивается к запаху человеческой крови. В эти секунды Анна съёживается, молится и пытается раствориться, стать невидимкой.
Два года жизни Анны, порой обыденных, тоскливых, а порой — бесконечно счастливых и полных надежды, пролетают незаметно — за полтора часа. Ксения Плюснина демонстрирует превращение из угловатого мечтательного подростка в мудрую и рассудительную девушку. «Почему на войну тратятся миллионы — а на искусство, здравоохранение и бедных людей — ни цента? Почему люди так безумны?».
Последний ход — и кубик вылетает за пределы игрового поля, кукольная фигурка Анны падает, но она ещё не замечает финала игры, продолжая жить, стремиться, любить, а найдя кубик, лихорадочно, раз за разом бросает его сама в сгущающейся и подступающей всё ближе тьме. «Я верю, что плохое исчезнет, хорошее победит, а мир остановится».
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа